05/14/2023 10:24:45
Операция проходила по новым правилам, к которым террористы готовы не были. Поэтому в итоге они просили лишь одного: прекратить точечные ликвидации
Вести|07:08
Соглашение о прекращении огня, объявленное в 22:00 субботы, 13 мая, вступило в силу, хотя после этого Исламский джихад осуществил несколько запусков — преимущественно по пустырям вблизи границы с Газой. За неимением других достижений руководство террористической организации хотело хоть как-то обозначить, что последнее слово осталось за ним.
Израиль не стал серьезно реагировать на эти запуски по двум причинам. Во-первых, палестинские террористы каждый раз осуществляют «победный залп» после объявления перемирия. Во-вторых, Израилю, в отличие от Исламского джихада, не требуются залпы по пустырям и карнавалы на улицах (подобные тем, что состоялись ночью в Газе), чтобы продемонстрировать достижения в 5-дневном противостоянии, получившем название операция «Щит и стрела».
По мнению военных экспертов, нынешняя операция стала одной из наиболее успешных за последние годы. Прежде всего потому, что она с начала и до конца проходила по инициативе Израиля. Именно Израиль инициировал начало этой кампании — и на каждом этапе вел ее по своему плану. Да и завершил не тогда, когда это захотелось Исламскому джихаду и его иранским покровителям, а по собственному разумению.
Боевые действия, как отмечают специалисты, проходили четко, грамотно и носили упреждающий характер, хотя в последние годы ЦАХАЛу разрешалось лишь реагировать на обстрелы. И эффективность этой реакции не выходила за рамки «разумного коридора», на одном конце которого были пустыри, а на другом — в лучшем случае подземные туннели. На сей раз операция началась с ликвидации сразу трех главарей Исламского джихада. И это привело в шок террористов в Газе: к такому они готовы не были — подобное развитие событий выходило из «рутины противостояния», негласно закрепленной предыдущими витками эскалации.
Забегая вперед, следует напомнить, что из всех условий для прекращения огня Исламский джихад оставил в итоге только одно — прекратите точечные ликвидации. Это на словах главари террористической организации декларируют готовность умереть за «правое дело», чтобы стать «праведником-шахидом». На деле же их вполне устраивает земная жизнь, неплохо устроенная на доходы от террора.
Ликвидация шести главарей террора стала не только болезненным ударом для Исламского джихада, но и напоминанием, что ЦАХАЛ способен добраться до каждого, в какой бы норе тот ни прятался. А посему единственная возможность продлить жизнь — отказ от террора. Трудно предположить, что все террористы начнут руководствоваться этой «заповедью от ЦАХАЛа», однако каждый знает, какая за этим открывается перспектива. А ЦАХАЛу при необходимости потребуется лишь освежать в памяти экстремистов эту мысль.
Израиль начинал операцию, чтобы вернуть себе фактор сдерживания, переставший работать в предыдущие годы. Разумеется, одной операцией, пусть и успешной, этого не достичь. Вопрос лишь в том, насколько хватит решимости у политического руководства, чтобы продолжить этот курс. Что касается армии (и особенно разведки), то она вновь подтвердила, что способна решить практически любую задачу — будь на то соответствующий приказ.
Бывший глава Совета национальной безопасности, генерал-майор запаса Гиора Айленд предлагает различать два типа операций. Первый — чтобы сохранить существующую ситуацию. Второй — чтобы коренным образом изменить ее.
«Не следует поддаваться искушению, полагая, что ситуацию можно коренным образом изменить за 5 дней и по относительно низкой цене. Нынешняя операция определенно относилась к первому типу, пусть и выполнена она была достаточно эффективно», — поясняет эксперт.
Гиора Айленд также поясняет, что в любом противостоянии с террористической организацией, в данном случае с Исламским джихадом, вопрос о том, кто стрелял последним, неактуален. «Если нам удалось поразить намеченные цели другой стороны, в данном случае — Исламского джихада, и та открыла ответный огонь, пусть даже массированный, но не приведший к жертвам, то это повод заканчивать мероприятие», — поясняет он.
Что не понравилось эксперту? Болтовня и бахвальство вокруг операции. «Пора прекратить позорную процедуру, которая повторяется в каждой операции и в которой премьер-министр и министр обороны устраивают пресс-конференции, наполненные самовосхвалениями и угрозами. «Это неуместно, неубедительно и наносит ущерб международному имиджу Израиля», — добавляет Айленд.
Есть и еще один интересный момент в этой операции — почти полная отстраненность международного сообщества от событий в Газе. В отличие от предыдущих операций, нынешняя очень скупо освещалась в ведущий мировых СМИ, не вызвала шквала выражений «глубокой озабоченности» со стороны политиков и не попала в поле зрения ООН лишь потому, что так захотелось «миротворцам из России» (но и тут обсуждение в Совбезе ООН завершилось ничем).
После нынешней операции, как и предыдущих, остается главный вопрос: когда в следующий раз? Есть надежда, что на сей раз не скоро. По крайней мере не так быстро, как обычно.
►Операция «Щит и стрела» в цифрах
■ Выпущено ракет из Газы — 1469.
■ Перехвачено ракет системами ПРО: «Железный купол» — 437, «Праща Давида» — 2.
■ Взорвалось ракет на территории самой Газы (из-за неудавшихся запусков Исламского джихада) — 291, в результате погибло 4 палестинца, в том числе трое детей.
■ Количество ракет после «перемирия» (22:00) — 35.
■ Погибшие: палестинцев — 35 (по данным палестинских источников), израильтян — 1 (Инга Абрамян, Реховот). Также на территории Израиля погиб 35-летний палестинец из Газы, который работал в одном из приграничных мошавов.
■ Раненые: палестинцев — около 325, израильтян (до данным МАДА) — 77, в том числе раненных тяжело — 2, средней степени тяжести — 4, легко — 25, остальные пострадали от нервного шока.
■ Ликвидировано главарей Исламского джихада — 6.
■ Уничтожено целей в Газе — 422.