Зачем нужен «принцип разумности» — и чем он так сильно мешает сегодняшнему правительству?

Реклама

07/25/2023  09:57:41

Ицхак Замир

Автор статьи – профессор юриспруденции Ицхак Замир, юридический советник правительства (1978—1986), судья Верховного суда Израиля (1994—2001), декан юридического факультета Еврейского университета.
«Принцип разумности» гласит, что суду предоставлено право отменить решение государственного органа, если оно является явно необоснованным, неразумным.

И тут недостаточно просто сомнения в разумности решения. Требуется, чтобы оно было явно, крайне неразумным – то есть, неприемлемым. Естественно, такие случаи необычны и редки.

Право на отмену необоснованного решения необходимо в соответствии со здравым смыслом, а также в соответствии с принципами демократии. В конце концов, при демократии власть является доверенным лицом общества. Она получила полномочия от общественности, и граждане ожидают, что власть будет использовать эти полномочия разумным образом.

Ни один человек не согласится с тем, чтобы власть причинила ему вред каким-либо неразумным решением. Соответственно, правило состоит в том, что в каждом законе, наделяющем госорганы полномочиями, также содержится допущение (по сути, требование), что власть будет осуществлять эти полномочия разумным образом.

Следовательно, орган власти, осуществляющий свои полномочия неразумным образом, нарушает закон. При этом для предотвращения подобных действий нет другого компетентного органа, кроме суда.  Итак «принцип разумности» был предоставлен суду как инструмент для борьбы с неразумным управлением.

«Принцип разумности» — не израильское изобретение. И, вопреки расхожим утверждениям, Израиль – не единственная страна, которая его использует.

История принципа разумности в британском праве начинается еще в 16 веке, когда было сформулировано правило под названием Rule of Reason, которое суды использовали для надзора за государственными учреждениями. Из этого правила и развился принцип разумности.

В британском праве есть даже типичный пример неразумного решения, которое должно быть отменено судом. Это решение местных властей уволить всех учителей с рыжими волосами.

(Прим. «Деталей»: С 1990-х годов британские суды начали все чаще использовать принцип разумности и расширять основания для его применения.  Расширенное использование принципа, как правило, связано с нарушениям прав человека. Важным катализатором для расширения использования принципа разумности стало подчинение британского права Европейскому суду по правам человека).

На территорию будущего Израиля принцип разумности пришел вместе с британским правом, когда Великобритания получила эти земли во временное управление по результатам Первой мировой войны.

После создания государства Израиль принцип разумности, наряду с другими элементами британского права, вошел в израильское законодательство.

Суд в Израиле всегда использовал и продолжает использовать принцип разумности с большой сдержанностью. Я провел беглую проверку и выяснил, что суд  отменяет решения правительства на этом основании не чаще, чем в среднем раз в год.

И особенно важно: во всех случаях суд воздерживался от вмешательства в государственную политику. Кажется, не было ни одного дела, в котором бы суд использовал принципы разумности для отмены национальной программы в сферах безопасности, экономики, общества или в любой другой сферы.

На мой взгляд, во всех случаях, когда суд отменял решение правительства на основе принципа разумности, это служило интересам граждан. Вот подборка нескольких судебных решений, от 1959 года до недавнего времени, когда суд отменял решения органов власти из-за их неразумности и необоснованности.

Постановление мэрии Рамат-Гана, запрещающее открывать автозаправочные станции по субботам.
Решение генерального прокурора не привлекать к уголовной ответственности глав банков, виновных в серьезном банковском кризисе 1983 года.
Отказ правительства установить эффективную защиту от ракетных обстрелов в школах на приграничных с Газой территориях. Детям тогда предлагалось довольствоваться защитой, которая оказалась неэффективной.
Решение местного совета отклонить просьбу религиозных жителей открыть микву на территории совета.
Решение министра финансов немедленно отменить определенную финансовую льготу для взрослых учащихся йешив, не предоставляя семьям времени на подготовку к этому. (Прим. «Деталей»: речь идет о решении Авигдора Либермана в июле 2021 года отменить скидку на «продленку» в детских садах для детей неработающих ультраортодоксов. Скидка должна была поощрять родителей выходить на работу, поэтому Либерман хотел предоставлять ее лишь работающим людям. Однако Верховный суд постановил, что это решение нельзя реализовать немедленно – нужно дать семьям определенное время на подготовку).
Отказ министра уйти в отставку и отказ главы правительства отстранить министра от должности после того, как против министра были выдвинуты обвинения в получении взяток при исполнении своих обязанностей.
На мой взгляд, было бы плохо, если бы эти решения остались в силе, и хорошо, что суд их отменил.

Смог бы суд отменить их, если бы у него не было в руках такого инструмента, как принцип разумности? Сложно сказать. Во всяком случае, эти примеры – и они не единственные – показывают, чем именно полезен принцип разумности.

Конечно, можно оспорить судебное решение, вынесенное на основании принципа разумности, как и любое другое решение. Это естественное и обычное дело в Израиле, как и в любой другой стране.

Действительно, были случаи, когда правительство или другой государственный орган выражали недовольство судом, отменившим их решение на основании этого принципа.

Но во всех случаях, во все годы все правительства мирились с ситуацией. Эти случаи редки, они фактически не наносят ущерба власти. А главное – власть понимала, что принципы демократии требуют, чтобы суд мог отменить необоснованные решения.

Во всяком случае, до сих пор в Израиле не было правительства, которое предложило бы отменить или каким-либо другим образом подорвать действие принципа разумности.

Теперь все перевернулось с ног на голову.

Несколько месяцев назад впервые с момента создания государства министр юстиции Ярив Левин обнародовал план «судебной реформы», который включает в себя отмену принципа разумности. Этот план был одобрен коалицией. Депутат Симха Ротман, председатель законодательной комиссии кнессета, представил проект основного закона для реализации этого плана.

Законопроект устраняет (а не только сокращает) применение принципа разумности по отношению к выборным должностным лицам. Это вполне в духе «судебной реформы», затеянной отнюдь не в интересах тяжущихся в судах или широкой общественности. «Реформа» на самом деле призвана укрепить власть выборных должностных лиц, которые уже сегодня обладают огромной силой.

В предложении говорится, что ни один суд, включая Верховный, не сможет даже обсуждать вопрос о разумности (даже если речь о случае крайней неразумности) любого решения правительства, премьер-министра, министра, депутата кнессета, главы местного органа власти или члена городского совета.

Просто и ясно: любое их решение, каким бы бредовым или коррумпированным оно ни было, не подлежит проверке на разумность.

Возьмем ситуацию, далекую от реальности, но все же возможную, если законопроект пройдет. Министр сможет приказать уволить, для «экономии» всех работников с рыжими волосами. Или всех ЛГБТ-сотрудников, или всех арабов, работающих в правительственном учреждении.

Или вот менее теоретический пример. Министр сможет назначить члена партийного центра, ранее осужденного за тяжкие преступления, или члена свой семьи, на самую высшую должность на госслужбе. Суду не будет позволено даже обсудить вопрос о разумности такого решения.

Если этот закон будет принят, наше правительство может быстро и легко превратиться в крайне неразумное. Это может произойти уже при нынешней коалиции – или при следующем правительстве.

Ни в одной другой стране нет закона, дающего возможность министрам и другим выборным должностным лицам действовать неприемлемым образом. Важно понять: Израиль станет единственной страной в мире, где такой закон есть.

Что побуждает нынешнее правительство, в отличие от всех его предшественников, в ускоренном порядке пытаться отменить принцип разумности? И это несмотря на то, что в правительстве понимают: этот шаг приведет к масштабному и жесткому общественному протесту, еще больше подорвет социальную устойчивость, нанесет ущерб экономике страны и, возможно, ее безопасности, подорвет позиции Израиля на международной арене.

Можно было бы предположить, что в последние годы БАГАЦ начал бунтовать и все чаще отменяет решения правительства из соображений «разумности», тем самым не позволяя ему управлять, так как требуется.

Но это не так. Совершенно очевидно, что в последние годы суд отменяет решения правительства на основе принципа разумности разумности не чаще, чем в предыдущие годы (а порой – и реже).

Тогда каков ответ?

Есть два возможных ответа на этот вопрос: частный и общий.

Частный ответ: коалиция очень хочет назначить лидера ШАС Арье Дери на должность министра, несмотря на то, что суд постановил, что предыдущие судимости лишают его права на это назначение. Коалиция также хочет предотвратить ситуацию, когда суд вернется к этому вопросу и повторно отстранит Дери.

Но стоит отметить, что предлагаемый закон позволит не только назначить Дери министром. В будущем он позволит назначить любого человека на любую госдолжность, даже самую высокую. Даже если он был осужден за тяжкое преступление.

В любом случае оправдывает ли такая цель отмену принципа разумности в целом, во всех возможных случаях на все времена?

Общий ответ еще серьезнее. Главное значение принципа разумности заключается даже не в отмене правительственных решений. Такие случаи немногочисленны, а суд в этом плане весьма сдержан.

Главный смысл этого принципа – в том сообщении, «месседже», который в нем содержится.

Само существование принципа разумности посылает сигнал всем представителям власти – как избранным так и назначенным, — о том, что каждый из них должен осуществлять свои полномочия в пределах разумного. Чиновник должен знать, что, если он примет необоснованное решение, суд может его отменить.

Отмена принципа разумности пошлет выборным должностным лицам (а на практике и всем госслужащим) противоположный сигнал. Она даст понять, что теперь они освобождены от обязанности взвешивать разумность своих решений перед их принятием.

Это стало бы серьезной угрозой для принципа, согласно которому госорганы должны действовать честно, разумно и справедливо.

Именно это – тот шаг, который правительство хочет продвигать?

Каков бы ни был ответ, само решение правительства об отмене принципа разумности представляется крайне неразумным.

В любом случае ясно, что борьба против устранения принципа разумности – это борьба за достойное, разумное и справедливое правительство, которое должным образом служит общественным интересам. Против чего же она направлена? Против правительства коррупции и произвола, где закон позволяет творить, что вздумается.

Следует также помнить, что по плану «судебной реформы», устранение принципа разумности должно стать лишь предвестником дополнительных мер, которые дадут правительству почти неограниченную власть, что представляет серьезную угрозу верховенству закона, и базовым правам всех граждан.

Ицхак Замир, «ХаАрец», «Детали», Д.Г. Фото: Эмиль Сальман
Источник: https://detaly.co.il/zachem-nuzhen-printsip-razumnosti-i-chem-on-tak-silno-meshaet-segodnyashnemu-pravitelstvu

Посмотреть также...

Ханегби: Израиль «скоро» представит альтернативу ХАМАС в секторе Газа

06/25/2024  16:51:09 «Вам нужно… местное руководство, готовое жить бок о бок с Израилем и не …