В зале суда (Фото: Алекс Коломойский)

11 судей в прямом эфире: БАГАЦ обсуждает закон, спасающий Нетаниягу от отставки

Реклама

09/28/2023  11:43:35

Речь идет о первой законодательной инициативе, проведенной правящей коалицией в рамках так называемой юридической реформы. Почему она так важна для правительства и что не устраивает в ней представителей оппозиции

Вести-Ynet|
В Иерусалиме открылось заседание Высшего суда справедливости, в ходе которого рассматриваются иски против утвержденной кнессетом поправки к Основному закону о правительстве, определяющей понятие дееспособности главы правительства (хок ха-нивцарут рош ха-мемшала). Судьи, как и планировалось, вошли в зал и заняли места в 10:00 четверга, 28 сентября.
Нынешнее заседание уже второе. Месяц назад судьи уже рассматривали закон, придя к выводу, что он носит персональный характер и направлен на благо действующего главы правительства. Тем не менее было решено предоставить ответчикам возможность сформулировать позицию, почему закон требуется приводить в действие немедленно, а не со следующей каденции.
Апелляцию рассматривает коллегия в составе 11 судей Верховного суда — Эстер Хают (глава БАГАЦа), Узи Фогельман, Ицхак Амит, Ноам Сольберг, Дафна Барак-Эрез, Анат Барон, Давид Минц, Йосеф Эльрон, Яэль Вильнер, Офер Гроскопф и Алекс Штейн. Заседание проходит в открытом формате, оно транслируется в прямом эфире ведущими израильскими СМИ.
Речь, напомним, идет о первой законодательной инициативе, проведенной правящей коалицией в рамках так называемой юридической реформы.
Перед началом заседания в Иерусалиме прошли демонстрации против и в защиту БАГАЦа. Активисты из организации «Братья по оружию» проводили пикет у дома Биньямина Нетаниягу в Иерусалиме, а защитники реформы развернули плакаты у здания БАГАЦа.
Министр юстиции Ярив Левин незадолго до начала слушаний выступил с жестким заявлением в адрес БАГАЦа, высказав мнение, что само рассмотрение Основного закона в суде «является действием по аннулированию результатов выборов».
Министр вновь повторил, что суд превышает полномочия, принимая к рассмотрению Основной закон. Что касается истцов, то те, по словам главы минюста, «на самом деле стремятся объявить импичмент премьер-министру Нетаниягу, чтобы положить конец правлению правых».
«Они потерпели неудачу на избирательных участках, так теперь хотят отменить результаты выборов иным способом», — добавил он.
После этого в СМИ и соцсетях развернулась активная дискуссия по поводу заявления Левина, где сторонники коалиции осуждали судебный процесс, а противники реформы обвиняли его в попытке давления на суд.
► Что представляет собой закон о дееспособности главы правительства?
Закон определяет процедуру признания недееспособным премьер-министра. В оппозиции считают, что цель у этого документа одна — оградить Биньямина Нетаниягу от судебного разбирательства и сделать его отстранение от власти практически невозможным.
При этом юридический советник правительства лишается возможности временно отстранить премьера от занимаемой должности. Также ужесточаются условия, при которых можно будет сделать это в будущем. Фактически речь идет о том, что отстранить премьера от должности смогут лишь правительство и кнессет, что, по мнению специалистов, представляет собой «еще один удар по правовой системе».

בנימין נתניהו ובצלאל סמוטריץ' במסיבת עיתונאים

Биньямин Нетаниягу
(Фото: Амит Шааби)
Поправка к Основному закону о правительстве теперь определяет, что глава правительства имеет право самостоятельно сложить с себя полномочия. В том случае, если этого не происходит, решение о принудительном смещении премьера может принять правительство (при большинстве в 75% голосов) или кнессет (не менее 80 депутатов). При этом причиной отставки может быть только нездоровье — физическое или душевное. Все другие причины, например — уголовного характера, к рассмотрению не принимаются.
6 августа 2023 года БАГАЦ, рассматривая иски по поводу закона, обязал государство аргументировать, почему действие инициативы нельзя отложить до следующего созыва кнессета. Судьи утверждали, что закон в нынешнем виде носит четко выраженный персональный характер, призванный помочь действующему премьеру.
Решение суда позволяет предположить, что в БАГАЦе считают оптимальным решением не отмену закона (точнее, поправки к Основному закону о правительстве) или полное невмешательство в решения кнессета, а ввод нового порядка в действие после ближайших парламентских выборов.
В этой связи отмечалось, что назначение повторного заседания само по себе не означает, что судьи вмешаются в решения законодательной власти, но увеличивает шансы на отсрочку применения закона.
Закон, напомним, был утвержден кнессетом во втором и третьем чтениях 23 марта. Он был проведен в рекордно короткие сроки — всего за три недели. Оппозиция немедленно заявила, что обжалует документ в Высшем суде справедливости. Позже в БАГАЦ были поданы иски от Движения за чистоту власти и депутата кнессета Одеда Форера (НДИ).
Судья Эстер Хают в процессе августовского обсуждения назвала принятие закона «поспешной процедурой, которая ставит препоны для отправки в отставку конкретного премьер-министра». Она добавила, что прежнее определение дееспособности сковывало действующего премьера, а теперь он «свободен и может делать все, что захочет».
Судья Узи Фогельман отметил: «Проблема заключается как раз в персональном характере закона. Они (депутаты) намеревались составить закон таким образом, чтобы он служил не общественному благу, а определенным личным интересам».
Юридический советник правительства Гали Бахарав-Миара отказалась защищать позицию исполнительной власти. В переданном в Высший суд справедливости (БАГАЦ) заключении она назвала закон, фактически исключающий возможность объявления премьера неспособным выполнять свои обязанности, «злоупотреблением полномочиями кнессета с целью улучшить юридическую ситуацию вокруг Нетаниягу».

Посмотреть также...

«Люди не доживают месяц, семьи разваливаются»

05/07/2024  14:58:41 Председатель комиссии по финансам депутат Кнессета Моше Гафни атакует на фоне волны повышения …