10/27/2023 12:01:21
Наперекор войне свадьбы в Израиле гуляют пуще прежнего. Они внезапно случаются посреди траура, на военных базах – и даже в аэропорту. С подарками и гостями со всей страны – и настоящим еврейским весельем.
Семья Беренштейн готовилась к свадьбе младшего сына с лета: торжество было назначено на среду, 11 октября. А 7 октября, в субботу, началась война. Тем же вечером в дом принесли страшную весть: их старшего сына – командира разведки бригады НАХАЛ подполковника Йонатана-Цура Беренштейна – убили террористы. Вряд ли нужно говорить, в каком состоянии была в те часы мать павшего героя Ривка Беренштейн – ни о какой свадьбе не могло быть и речи. В воскресенье семья провела похороны – и погрузилась в семидневный траур, «шиву».
Однако друзья и соседи Беренштейнов, разделяя обрушившееся на семью горе, все же спросили у раввинов, как быть со свадьбой. Ответ был однозначен: если жених и невеста согласны – и созрели для брака, нужно справлять, пусть даже во время «шивы». Тогда все поселение Кдумим решило действовать – и готовить свадьбу, пока семья сидит «шиву».
Когда прямо в среду Ривке Беренштейн сообщили, что ей придется на время прервать траур по старшему сыну и отправиться на свадьбу к младшему, она невольно растерялась. Но на свадьбу уже собрались тысячи гостей – и жители различных поселений Самарии, и товарищи жениха по йешиве, и сослуживцы погибшего, его вдова и дети. И вот уже ей надо вести под хупу новую невестку, вот произносятся вечные слова: «Ты посвящаешься мне по закону Моше и Израиля» – и приехавшие бесплатно выступить музыканты играют веселую музыку.
«У меня было такое ощущение, что Йонатан здесь, с нами, и я поняла, что он был бы доволен, что свадьбу его брата не отменили», – поделилась она. Еще она рассказала, что на свадьбе к ней подошел один из гостей и сказал: «Радуйся, Ривка! Я знаю, как тебе сейчас больно. Отныне, поверь моему опыту, любая радость у тебя будет с болью. Но это не значит, что надо перестать смеяться и радоваться!»
У ученика йешивы «Нир» Иона Йоны и его избранницы Эти Цвейг была другая проблема: они планировали отпраздновать свадьбу в банкетном зале в Ашдоде, но на второй день войны, за неделю до свадьбы, Иону призвали в армию – на военную базу, расположенную в Кирьят-Арбе. Зал пришлось отменить.
«Не волнуйся, свадьба у тебя будет. Сбежать из-под хупы не удастся!» – заверили Йону друзья по подразделению и тут же начали сбор денег для организации торжества. Вскоре жениха известили, что свадьба состоится в тот самый день и час – просто в зале одной из йешив Кирьят-Арбы. Йона и рад был бы заняться организацией торжества, но одна антитеррористическая операция в Иудее следовала за другой, и ему приходилось все время быть на службе.
Тогда этим занялись его друзья. И внезапно обнаружили, что у них куча помощников. Когда хозяйка цветочного магазина узнала об их затее, то велела спрятать деньги: «Мы с моими помощницами сами украсим зал, а вы защищайте страну!» Официантами вызвались побыть местные старшеклассники. Да и хозяйка кейтеринга сделала все почти бесплатно – словом, получилось немало сэкономить: решили, что оставшиеся деньги станут подарком молодоженам.
Но в день свадьбы выяснилось, что многие гости из родного для жениха и невесты Ашдода боятся ехать «на территории», в Кирьят-Арбу. Тут уже подключилось командование дивизии: выделили бронированные автобусы, а потом еще и спецсопровождение к ним добавили.
Когда Иона и Эти наконец вошли в свадебный зал, то не могли скрыть своего восхищения: он буквально утопал в живых цветах. Да и хупа, которую кто-то откуда-то приволок, была словно из сказки. И море улыбчивых гостей – весь батальон Ионы, все друзья и родственники из Ашдода. А еще – просто десятки незнакомых, но счастливых за них людей. В итоге гостей было в два раза больше, чем запланировано. «Просто не знаю, что делать!» – сокрушенно сказал Иона хозяйке кейтеринга. «А ты что, думаешь, я этого не предусмотрела? У меня как раз порций в два раза больше, чем вы заказали!» – ответила та. Словом, свадьба в самом деле удалась!
Если вы заглянете в социальные сети, то увидите множество видеороликов о таких свадьбах. Часть из них праздновалась прямо на военных базах и нередко становилась настоящим сюрпризом для жениха: невесту доставляли на армейском джипе, хупу ставили на военном бульдозере, а «случайно оказавшийся неподалеку» армейский раввин блестяще и с юмором проводил свадебную церемонию.
«В понедельник, 9 октября, мой друг Леонид Райдер должен был выдавать замуж дочку Йонит, – написал в соцсетях Шани Сорокин. – Но в субботу случилось то, что случилось, и в понедельник Йонит вызвали в армию: она офицер. Во вторник повестку получил и ее жених Омер».
Но друзья пары решили, что хупе все равно быть! И стали искать новое место для свадьбы в соцсетях. Желающих принять у себя торжество была уйма! В итоге «победила» совершенно незнакомая религиозная семья из Рехавии – это самый центр Иерусалима. Они предоставили дом и двор, организовали угощение и музыку. «За сутки. Совершенно чужие, незнакомые до этого люди. Вот такая современная сказка по-израильски», – завершил рассказ Сорокин.
Еще одна «военная свадьба» состоялась в эти дни в аэропорту им. Бен-Гуриона. Ривка и Михаэль уже давно живут вместе и на осенние праздники поехали отдыхать в Таиланд. 7 октября оба получили на свои телефоны «цав 8». Времени на раздумья не было – они тут же заказали обратные билеты, и каждый по приезде должен был отправиться в свою часть. Поскольку они служат в разных подразделениях, то это означало, что на время войны они будут на разных концах страны. И вот тут Михаэль и понял, что пришло наконец время сделать Ривке предложение. Причем немедленно! За несколько часов до вылета он связался с главой движения «Цоар» и главным раввином Шохама Давидом Ставом и спросил, не сможет ли тот поженить их прямо в аэропорту?
Рав Став был в немалой степени озадачен такой просьбой. По закону между подачей в раввинат заявления о проведении брачной церемонии и осуществлением этой церемонии должно пройти не менее суток. А в данном случае речь шла всего о нескольких часах! Но в итоге в главном раввинате поняли, что речь идет об экстраординарном случае, и решили сделать исключение.
Так что в тот момент, когда Ривка и Михаэль находились в самолете, рав Став получал на руки официальное разрешение на проведение хупы. А затем ждал жениха и невесту в аэропорту вместе с их ближайшими родственниками. Понятно, что церемония была скромной, жених и невеста были одеты по-будничному, а праздничное застолье в соседнем кафе длилось недолго. И, наверное, Михаэль был прав, когда за столом признался, что надо было это сделать давно, поскольку Ривка – это вся его жизнь. Но хочется верить, что судьба этой пары будет счастливой. И их дети будут с гордостью рассказывать, что вот у их мамы и папы свадьба была в аэропорту: «После они поцеловались и разошлись, чтобы защищать Израиль: папа на южном фронте, а мама – на северном».
Петр Люкимсон