03/02/2024 13:35:11
Откройте глаза. Вы в Германии, конец XIX века, уснули за томиком Жюля Верна. Вы интересуетесь искусством, любите живопись, обожаете далёкие времена и страны, а потому крайне заинтересованы в переводе вашим соотечественником, Жаном Полем Рихтером, трудов выдающегося художника эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи.
Пока вы спали, вам принесли долгожданную газету. Ну-ка, что там пишут?
Каково же ваше удивление, когда вы узнаёте, что один из ваших любимейших художников Возрождения практически 4 века назад описал, изобразил и рассчитал то, что совсем недавно было разработано вашими современниками, и даже то, о чём только начинают помышлять ваши писатели-фантасты.
Так и родился образ легендарного Леонардо да Винчи, иконы Ренессанса, оказавшего влияние практически на все области знания, большая часть чьих работ была представлена широкой европейской общественности в эпоху, удивительным образом сочетавшую в себе научные прорывы, спиритизм и масонские ложи.
XIX век дал Леонардо крылья. Не о них ли он мечтал всю свою загадочную и удивительную жизнь?
«Безбожник» в поисках божественного
Хотя ещё при жизни Леонардо получил признание как великий живописец, стремление обрести крылья горело в нём до самой смерти. Он любил наблюдать за птицами, изучая в мельчайших деталях особенности их полёта, и создавал на основе своих открытий чертежи многочисленных летательных аппаратов. Справедливости ради, мало что из упомянутого могло работать в том виде, в котором задумывал Леонардо, что, конечно же, в высшей степени его расстраивало — ведь мечтал он быть, в первую очередь, именно инженером. Но обо всём по порядку.
В июле 1451 года уставший от городской суеты 25-летний нотариус сер Пьеро приехал на несколько недель в городок Винчи (строго говоря, фамилии у живописца нет; «да Винчи» буквально переводится «из Винчи»), где и познакомился с 15-летней Катериной ди Мео Липпи, матерью Леонардо, как утверждает британский историк из Оксфорда Мартин Кемп в своей книге «Мона Лиза: картина и люди», написанной по итогу тщательного изучения архивных документов. Сер Пьеро превосходно знал букву закона, а закон того времени регламентировал 15-летний возраст как уже вполне дееспособный, потому 15 апреля 1452 года (в пересчёте на наше время 14 апреля) на свет появился герой сегодняшнего материала. Однако сер Пьеро знал и то, как может отразиться на его карьере во Флоренции женитьба на сироте-крестьянке; так что тут не срослось. А вот к бастардам тогда относились практически как к родным детям, потому маленький Леонардо получал фактически те же привилегии, что и его будущие единокровные братья. Раннее детство мальчик провёл с матерью, затем Катерина передала его в дом сера Пьеро, который, в свою очередь, на какое-то время поселил того у своего отца по имени Антонио, деда Леонардо. Тот своего внука любил, потому в заботе и воспитании не отказывал.
Щит Медузы
Склонность к искусству была заметна в Леонардо ещё с детства. Так, существует легенда, что когда ему через отца от знакомого крестьянина поступил заказ на роспись круглого деревянного щита, тот, использовав в качестве натуры ящериц и насекомых, изобразил на нём такую ужасающую медузу Горгону, что сер Пьеро был повергнут в ужас от увиденного. На это Леонардо сказал:
«Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Так возьмите же и отдайте его, ибо таково действие, которое ожидается от произведений искусства».
Сер Пьеро продал щит во Флоренции за 100 дукатов (внушительная по тем временам сумма), тогда как крестьянину отдал другой, приобретённый в лавке старьёвщика. Согласно той же легенде, в дальнейшем этот щит оказался у семьи Медичи, а когда был утерян, правители были изгнаны взбунтовавшимися горожанами.
Мастерская Верроккьо
Заметив творческие способности сына, сер Пьеро, когда пришло время, не раздумывая, устроил Леонардо подмастерьем художника к небезызвестному тогда Верроккьо, где отрок получил необходимое образование. Среди всех преподаваемых там наук, ему более всего импонировала математика. Вероятно, тогда же Леонардо впервые и задался вопросами пропорции и перспективы в живописи.
Тем не менее, Леонардо никогда не уходил с головой в теорию; по его собственным словам, опыт был его лучшим учителем. В то время как другие подмастерья тратили время в протяжённых дискуссиях, он непрестанно совершенствовал свои навыки, продолжал получать знания напрямую от природы. Леонардо детально изучал анатомию человека, в первую очередь, ради достоверного изображения людей на картинах, во имя чего проводил вскрытия трупов, что тогда считалось большим святотатством. Леонардо не устраивал неполный результат (он был жутким перфекционистом; большая часть его работ так и не была закончена) и даже нашёл впоследствии, как ему казалось, вместилище души в головном мозге человека, а именно в той его части, что называется сейчас таламусом.
Все мы хоть раз в жизни слышали фразу: «Глаза — зеркало души». Её авторство традиционно приписывают Цицерону, который употребил схожее выражение в отношении человеческого лица. Однако ещё Платон в диалоге «Тимей» заявил, что глаза отражают свет и жар огня, который боги вложили в человека. Доподлино известно, что Леонардо много времени проводил за чтением. Как и большинство его современников, особо интересовался он трудами античных авторов, к которым относился не без иронии, но всё же ценил и брал опыт предшественников на вооружение. Как мы увидим, для Леонардо их слова действительно не были пустым звуком. Так, сакральный полый шарик в головном мозге он нашёл, следуя именно за зрительными нервами.
Органы чувств вообще были для него инструментами познания божественного — не зря же Создатель наделил ими человека! Более же всех он выделял глаза. По его собственному разумению, всякий выберет лишиться двух других чувств, лишь бы оставить себе зрение. Не уделяй он этому такого пристального внимания, вероятно, он бы не стал тем великим Леонардо-живописцем, которого мы знаем. Важнейшее его открытие — воздушная перспектива. Так он назвал свойство воздуха придавать видимым объектам особую дымку по краям, в том числе, и небу — он предположил, что тот (воздух) содержит небольшие водяные капли. Этим же он объяснил размытие горизонта в нашем восприятии, этим же он придавал натуральность и дополнительный объём объектам своего изображения. Однако не воздушной перспективой единой — Леонардо не стал бы великим живописцем, не чувствуй он тончайших стремлений души изображаемого и не обладай сам высшим эстетическим чутьём для изображения этого в деталях на холсте (часто именно в лице и глазах).
Также наивно было бы полагать, что он стремился лишь к удивительно точной передаче увиденного. Он учился у природы, «соревновался и спорил» с ней, но не копировал. Леонардо наполнял увиденное глазом и воплощённое практикой своими знаниями и суждениями. Не считай он иное недостойным живописца, наверняка бы не привнёс в этот мир чего-то нового и поистине гениального, заложенного в нём самом, — а не в этом ли суть творчества? В каком-то смысле, так он не просто бросал вызов природе, будучи при этом её самым преданным и смиренным учеником, но и возводил себя в ранг сотворца, действуя по её правилам, заявлял о себе самом как о творце.
Распространённой практикой того (и не только того) времени была совместная работа над произведением учителя и его учеников; а уж мастеров и подмастерьев и подавно. Верроккьо тогда писал «Крещение Христа», выделив особо способным юношам отдельные участки полотна. Он уже тогда прислушивался к мыслям Леонардо касательно изображения и композиции, потому выделил ему довольно важный фрагмент — он доверил ему написать одного из ангелов в левом нижнем углу картины; сам же он изобразил второго, находящегося справа. По словам Джорджо Вазари (итальянского живописца и основоположника современного искусствознания; благодаря ему мы и знаем большую часть известных данных о жизни Леонардо), работа ученика настолько впечатлила мастера, что Верроккьо с того момента забросил кисть и зарёкся прикасаться к краскам. Ученик превзошёл учителя. Это было видно тем более, что оба ангела — ангел Леонардо и ангел Андреа — находятся на картине в непосредственной близости. Это всё ещё Леонардо-ученик, но видно, что он уже вот-вот расправит крылья — так разительно выделяется его по-ребячески игривый и тем живой ангел на фоне остального полотна
Личная жизнь
Ещё за пару лет до окончания «Крещения Христа» Леонардо получил квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки, а спустя лишь год после своего первого серьёзного триумфа, его и ещё троих молодых людей арестовали по анонимной наводке и обвинили в содомии. Хотя донос и был признан ложным, а юношей полностью оправдали, многие до сих пор всерьёз полагают, что Леонардо просто помогли связи его отца. К тому же, поговаривали о повышенном интересе мастера к своим ученикам (в основном, Салаи; с него Леонардо вероятно напишет «Иоанна Крестителя» и «Вакха»); в то же время, их отношения носили скорее характер отца и сына.
Так или иначе, достоверных сведений о ориентации художника в этом вопросе нет. Ходили слухи о его связи с Чечилией Галлерани («Дама с горностаем»), однако всё говорит о том, что Леонардо был либо необычайно скрытен во всём, что касалось этой сферы его жизни (о которой в целом он тоже, к слову, не особо распространялся, что оставило простор для фантазии грядущим поколениям), либо просто-напросто не интересовался ею, посвятив всего себя без остатка одному лишь искусству, несмотря на то, что художник был, по словам современников, очаровательным молодым человеком с длинными волосами рыжего цвета, одетым по последней моде.
Интересный факт —
«Дама с горностаем» является одним из 4 женских портретов Леонардо да Винчи, а создавалась эта картина в 3 этапа: сначала изображена была одна лишь Чечилия в стандартной модельной позе того времени, популяризованной ещё художниками Северного Ренессанса, затем на её руках появился маленький тёмный горностай, и лишь в конце зверёк вырос и поменял окрас (листайте карусель).
Почему именно таким оказался итоговый вариант?
Вероятно, всё дело в символизме. Изучив этот вопрос, можно прийти к следующему выводу: портрет без зверька казался гениальному уму Леонардо слишком простым и пустым; в качестве символа им был выбран горностай — игра слов от фамилии Чечилии (горностай с греческого «galle»), символ нравственной чистоты, намёк на беременность модели (издревле горностаи считались оберегом для будущих матерей), а также ассоциация с престижем и дороговизной; белый же горностай появился как отсылка на то, что девушка являлась любовным интересом герцога Людовико Сфорца.
Ах-да, с ним мы ещё не познакомились.
Пацифист и военный инженер
О периоде жизни Леонардо после обвинения в содомии изветно мало. Вероятно, отец порекомендовал тому затаиться, пока пыль не осядет; тем не менее, согласно некоторым документам, до 1481 года Леонардо держал свою мастерскую во Флоренции (также не без поддержки придворного родственника).
В 1482 году да Винчи отправляется с миротворческой миссией в Милан к уже упомянутому Людовико Сфорца, взяв в подарок ему серебряную лиру собственного производства в форме конской головы (да-да, он ещё и талантливым музыкантом был; да кем он только не был!). Инструмент так понравился герцогу, что тот недолго думая дал Леонардо заказ на самую большую в мире конную статую — памятник отцу Людовико, Франческо Сфорца. Через 10 лет была готова лишь глиняная модель (кажется, я уже говорил, каким наш герой был прокрастинатором), но и замысел был впечатляющим — итоговая высота статуи составляла 24 фута (7,4 метра на секундочку!). В один из дней Леонардо обнаружил, что Сфорца забрал всю выделенную на памятник бронзу. В ответ на возмущения скульптора Людовико сказал, что статуя нужна была тогда, сейчас же нужны пушки — внешнеполитическая обстановка была весьма напряжённой, и, как мы увидим далее, герцог волновался не напрасно. Тогда Леонардо впервые ощутил, что искусство и война находятся в противоборстве; теперь битвы, в которых он не участвовал, начинали вторгаться в его жизнь и понемногу её разрушать. В то же время, как мы увидим, благодаря этому, он понял конъюктуру рынка, что потом сыграет ему на руку.
По большому счёту, Людовико эксплуатировал Леонардо, что повергало последнего в большую скорбь. И швец, и жнец, и на дуде игрец — да Винчи на высшем уровне организовывал празденства, был кулинаром, писал по любой прихоти Сфорца рисунки неприличного содержания…
Справедливости ради, Леонардо всё же находил время для своего творчества — параллельно он брал заказы в качестве художника. Тогда он работал над первыми прототипами орнитоптера (летательной машины по принципу работы полёта птиц), уже упомянутой «Дамой с горностаем», «Мадонной в гроте», «Портретом музыканта», «Витрувианским человеком», «Мадонной Литта» и «Тайной вечерей».
Практически во время работы над последней, в 1499 году, в Милан вторглись французские войска, и Леонардо был вынужден бежать. Тем не менее, уже в 1502 году он пошёл на службу к известному по трудам Макиавелли (флорентийского дипломата) Чезаре Борджиа, родственнику захватившего Милан Людовика XII, на должности архитектора и военного инженера (а я же говорил — он понял конъюктуру рынка!). Известный политик был крайне впечатлён масштабными идеями да Винчи (как и Макиавелли — во многом именно он порекомендовал Чезаре взять на работу Леонардо, в будущем своего хорошего друга). Не удивительно, что он создал своему придворному гению все условия для плодотворной работы. Тем не менее, не всё было так гладко.
Если взять Леонардо в вакууме, в отрыве от современников и предшественников (что и произошло в XIX веке), то он действительно может показаться гениальным изобретателем. На деле же многие из его орудий и инструментов просто физически не могли работать, а многие были и не его вовсе. Большую часть идей он подсмотрел не только у природы, но и у других изобретателей, в чём, впрочем, нет ничего криминального, просто надо держать в голове этот факт. Справедливости ради стоит отметить, что ничего он не брал под копирку (как говорится, только не списывай точь-в-точь), а вносил значительную долю своих улучшений. Только вот во Флоренции, да и в Италии тогда был технологический бум, так что он был отнюдь не одинок в этом.
Так или иначе, сделка с совестью не прошла для Леонардо бесследно. Перспектива, пусть даже столь заоблачная, как в его случае, практического применения подобного рода машин смерти не могла радовать человека с таким прошлым и с таким мировоззрением, как у да Винчи (по некоторым источникам он был вегетарианцем). Леонардо часто жаловался, что ему приходится вместо действительно важных дел следовать прихотям своего покровителя. Чезаре же ценил практичность и исполнительность.
В конечном итоге через год Леонардо уехал обратно во Флоренцию, оставив Чезаре проекты масштабных военных укреплений.
Битва титанов
Во Флоренции Леонардо столкнулся с восходящей звездой — скульптором и художником Микеланджело Буаноротти. Конфликт поколений был неизбежен — оба испытывали друг к другу нескрываемые ненависть и презрение. Леонардо и вовсе не считал Микеланджело достойным называться художником, лишь скульптором (про то, какую градацию давал да Винчи разным формам искусства, я расскажу в другой статье).
Более того, на тот момент Микеланджело практически изваял «Давида», а Леонардо написал первую версию «Мона Лизы», которую улучшать будет до самой смерти — они оба были на пике своих творческих сил.
Будто бы подливая масла в огонь, местные власти решили устроить в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Медичи ни много ни мало — битву титанов! И поручили двум неприятелям расписывать в Палаццо Веккио противоположные стены. Пойманные в ловушку вражды, они просто не могли отказаться. В конечном итоге ни одна из работ не была закончена — Микеланджело в 1505 году был вынужден отбыть в Рим для строительства гробницы-мавзолея по заказу Папы, а у Леонардо возникли проблемы с краской и техникой исполнения, поэтому в 1506 году он вновь отправился в Милан, где-таки поступил на службу к Людовику XII.
Последние годы жизни
Каждая работа была для Леонардо, в каком-то смысле, вызовом самому себе, стремлением найти, опробовать и привнести что-то новое. Если раньше он оставлял работу, когда она ему наскучивала, или ещё по какой-то, казалось бы, безобидной причине, то с этим вызовом он однозначно не справился, что не могло не отразиться на его дальнейшем творческом и жизненном пути. Можно с уверенностью сказать — неудача с «Битвой при Ангиари» его подкосила. Кроме того, новая молодёжь, сторонники Микеланджело, буквально не давали ему жизни, фактически изводя его насмешками. И хотя Леонардо и сам был остёр на язык (он вообще был непромах, о чём ярко свидетельствуют описанные современниками карикатуры и чудачества маэстро), терпеть подобную травлю становилось всё труднее.
Параллельно работе над фреской он также в 1504 году похоронил отца, а ещё раньше потерял мать, чей образ, по расхожему мнению, он всю жизнь пробовал воссоздать в своих шедеврах. Единственное упоминание матери непосредственно Леонардо — сухая записка с перечнем расходов на погребение (если, конечно, Катерина, чьи похороны оплатил да Винчи, была его матерью). Вероятно, эта тема была для него крайне болезненна.
Со смертью отца связан пренеприятнейший эпизод его жизни — братья да Винчи по отцу внезапно отказались признавать за ним право наследования по рождению. Тяжба тянулась долго и, судя по всему, не завершилась ничем. Для Леонардо никогда не были особо нужны деньги, несмотря на небогатую жизнь; начал судиться он с братьями, в первую очередь, чтобы поиметь некоторую сатисфацию — для бастарда зачастую куда важнее быть сыном своего отца, нежели для законнорожденных детей оного.
В Риме всё было для Леонардо тоже не так всё гладко, хоть и написал он там, пожалуй, самую известную работу того периода «Святое семейство со святой Екатериной» (сейчас она приписывается его ученику Чезаре; хранится картина, кстати, в нашем Эрмитаже). Окончательно да Винчи принял решение уехать оттуда, когда узнал, что его прежний противник Микеланджело решил остаться там же, в Риме, всерьёз и надолго. Прибыв во Францию, Леонардо же оказался в таком почёте, какого не мог себе представить. Более того, при дворе внезапно начали копировать его бороду и платья — по большому счёту он стал во Франции (!!) законодателем мод (!!!!).
Недолго длилось блаженство (если можно назвать так жизнь с развивающейся болезнью), в 1516 году произошло ещё одно, наверняка, добившее гения событие — своей дорогой пошёл Салаи, один из самых преданных учеников Леонардо, к которому маэстро испытывал особенную любовь. Взял к себе его учитель ещё 10-летним лукавым и склонным к воровству мальчиком, а картина «Иоанн Креститель», для которой тот стал натурщиком, была самой выдающейся работой да Винчи за разбираемый в этом разделе период; в ней же он довёл до совершенства свою знаменитую воздушную переспективу. Художник дал ему деньги и один из своих виноградников. Также Леонардо завещает Салаи доведённую до совершенства «Мона Лизу».
Несмотря на развивающиеся болезни (к концу жизни у него отнялась правая рука, ему было трудно самостоятельно передвигаться, а последние несколько лет он и вовсе провёл в постели), Леонардо жил в таком достатке, в каком не бывал никогда. Выполнять заказы в прежнем объёме ему не позволяло здоровье, потому он сосредоточился на передаче накопленного опыта. Ученики систематизировали его рукописи и помогали вести новые. Сам он тоже до последнего не оставлял своих занятий.
Умер великий художник и учёный Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз во Франции.
Общие выводы
Так кто же он, этот да Винчи?
Пожалуй, живое доказательство тезиса «талантливый человек талантлив во всём».
Современная массовая культура только развила заблуждения восхищённого XIX века. Особенно постарался в этом отношении Дэн Браун со своим «Кодом да Винчи». И его трудно винить за это — даже при трезвом взгляде на Леонардо невозможно не впасть в благоговение перед его гениальностью.
В первую очередь, Леонардо был гениальным живописцем — о «Мона Лизе», как и о практически любой иной картине, следует говорить в отдельных материалах — здесь же я разобрал то, что показалось мне наиболее существенным для составления общего представления о художнике как о личности.
Кроме того, Леонардо был гениален как мыслитель и теоретик, оказавший влияние на все мыслимые и немыслимые области знания. О его «Суждениях о науке и искусстве» мы с вами ещё поговорим дополнительно.
А ещё он был музыкантом, скульптором, кулинаром, сервировщиком, шахматистом…
Леонардо не был таким выдающимся инженером, каким мы его воспринимаем. И всё же его идеи живы до сих пор. Например, из самого нового, вертолёт на архимедовом винте, который бы никогда не полетел в том виде, в каком задумывал его Леонардо, нашёл своё применение в экспериментальном строении беспилотников. По словам создателей прототипа, модель ещё не может похвастаться стабильностью, но зато создаёт меньший воздушный поток, что делает дрон значительно более пригодным для городских условий, нежели существующие уже аппараты.
Лишь бы не сбылся страшный сон Леонардо и очередные его чертежи не пошли на военные нужды.
Леонардо был человеком, который смотрел на мир широко открытыми глазами, видел структуру и пропорциональность, ткань смыслов, божественное в повседневной жизни, впитывал знания напрямую из окружающей действительности, и именно этому нам, в первую очередь, следует у него поучиться. К каждой работе он подходил как к возможности узнать и привнести что-то новое, сделать лучше, чем делали до него, а в жизни руководствовался опытом, наукой и экспериментом. Для такого человека не могло быть отрицательного результата.
Тем не менее, им, судя по всему, оказалась для него «Битва при Ангиари». И это лишний раз опускает нас с небес на землю — Леонардо был безусловно талантливым, но был человеком (!), пусть и обретшим свои крылья.
Что бы он сделал на нашем месте? Он бы использовал чужой опыт и улучшил его своим.
Леонардо — человек, который учит людей летать.