11/21/2024 10:14:58
Главным ашкеназским раввином Израиля стал ультраортодокс-сионист, служивший в ЦАХАЛе и желающий вернуть доверие светских евреев к раббануту
Новым главным ашкеназским раввином Израиля стал Кальман-Меир Бер, получивший во втором круге выборов 77 из 140 голосов членов избирательного совета.
Его соперник, раввин Петах-Тиквы Миха Галеви набрал 58 голосов. До этого оба раввина сумели в первом туре обойти шесть других претендентов, включая р. Моше-Хаима Лау – брата предыдущего ашкеназского раввина р. Давида Лау. Сам факт избрания р. Кальмана Бера является в определенном смысле революцией в главном религиозном институте страны.
Революция эта заключается, во-первых, в окончании долгого беспрерывного периода гегемонии семьи Лау, представители которой на протяжении многих десятилетий сменяли друг друга на посту главного раввина, а также занимали ключевые посты в раввинатах, религиозных судах и советах. Во-вторых, сама фигура р. Кальмана Бера в качестве главного ашкеназского раввина достаточно необычна: этот пост занял человек, позиционирующий себя не как ультраортодокс (“хареди”), а как “хардальник” – “хареди дати-леуми”, “ультраортодокс-сионист”. До того ни один главный ашкеназский раввин Израиля так себя не представлял.
Избрание р. Бера стало возможным благодаря союзу между движением раввинов “Цоар” и сторонникам литовского направления в иудаизме, который тоже отнюдь не является само собой разумеющимся.
Да и биография нового главного раввина страны тоже достаточно необычная. Начнем с того, что Кальман-Меир Бер родился в 1957 году в тель-авивском квартале Яд-Элиягу, в котором в то время жили (да и сегодня живут) представители всех слоев и общин израильского общества – светские, религиозные сионисты и ультраортодоксы, сефарды и ашкеназы. Мать Кальмана Бера, Мирьям-Ита, была правнучкой знаменитого раввина Акивы Игера, а сам он получили имя по великому предку со стороны отца – одного из лидеров хасидизма р. Калонимуса-Кальмана Леви-Эпштейна.
Родители будущего главного раввина изначально тяготели к религиозным сионистам, и потому в 13 лет Кальман-Меир Бер оказался в Нетании – в “ешива тихонит”, директором которой был раввин Симха Коэн-Кук – племянник основателя религиозного сионизма р. Авраама Коэна-Кука. После ее окончания он поступил в первую в стране армейскую ешиву (“ешиват-эсдер”) “Керем бе-Явне”, созданную движением Бней-Акива, вскоре призывался в армию, в пехотную бригаду НАХАЛ, где и дослужился в итоге до звания старшего сержанта. После демобилизации Кальман Бер еще несколько десятков лет, вплоть до недавнего времени регулярно проходил резервистские сборы.
Одновременно он продолжил учебу в ешиве и коллеле, успешно сдал экзамен на городского раввина, после чего преподавал в той же ешиве “Керем бе-Явне” и в течение 28 лет был председателем управляющего совета. В 1990-х годах р. Кальман Бер был направлен движением “Мизрахи” в Антверпен на должность директора тамошней ешивы для “вязаных кип”, и многие годы оставался на этом посту. Любопытно, что при этом сам он всю жизнь носил черную кипу и одевался как типичный ультраортодокс. Да и своих шестерых сыновей отослал на учебу в самые престижные ультраортодоксальные ешивы Иерусалима – при том, что глава оплота религиозного сионизма ешивы “Мерказ а-рав” был его близким другом и товарищем по учебе в армейской ешиве, а затем и в армии.
В начале 2010-х годов р. Кальман Бер вернулся в Израиль, и в 2014-м году при поддержке мэра Нетании Мирьям Файрберг был избран главным ашкеназским раввином этого города. Одним из первых его нововведений стала организация на главной городской площади массовой молитвы в честь Дня Независимости Израиля, превратившейся с того времени в традиционную. Затем он инициировал публичные субботние трапезы с участием сотен людей, на которых светские жители могли свободно общаться с религиозными. Никакого дресс-кода ни для мужчин, ни для женщин на трапезах не требовалось – любой желающий мог прийти и занять место за столом.
Кальман Бер попытался сделать раввинат Нетании максимально дружественным для всех слоев населения. Прямым следствием этого стало то, что сегодня 90% бизнесов этого города имеют удостоверение о кошерности.
После 7 октября р. Бер регулярно выезжал в сектор Газы, где встречался с бойцами и проводил уроки Торы в виде открытой беседы, в которой также мог принять участие любой желающий и высказать свое мнение по любому вопросу, так что нередко во время таких уроков вспыхивали жаркие споры между светскими и религиозными военнослужащими. При этом он стал ведущим популярной передачи о недельных главах Торы на радио “Коль хай”, а также еженедельной колонки на сайте “Кикар шабат”.
По его собственным словам, он не особенно стремился занять пост главного ашкеназского раввина Израиля и принял участие в выборах исключительно под давлением ближайшего окружения. Но когда те же приближенные настаивали на размещении его фотографий на предвыборных материалах в военной форме, р. Бер категорически отказался, заявив, что ему претят такие дешевые популистские трюки, и он предпочитает оставаться таким, какой есть – ультраортодоксом-сионистом.
Стоит заметить, что пост главного раввина – как ашкеназского, так и сефардского – отнюдь не превращает его обладателя в высшего религиозного авторитета. Больше того – подлинные духовные лидеры как хасидского, так и литовского направления, да и религиозного сионизма обычно чураются этого поста, считая куда более престижным место главы ешивы или председателя частного религиозного суда. Но и в руках главных раввинов сосредоточены немалые власть и влияние. Они определяют политику главного раввината по вопросам предоставления сертификатов кашрута, брака и т.д., а кроме того, один из главных раввинов занимает пост председателя Главного Совета раввинов, а другой – главы Верховного раввинатского суда.
Сразу после избрания р. Кальман Бер заявил, что видит свою задачу в том, чтобы главный раввинат стал более дружественным для светского населения страны.
“Любые законы, запрещающие что-либо, например, движение транспорта по субботам или некошерные магазины, бесполезны. Принуждение бессмысленно и приводит только к обратным результатам, – заявил он при вступлении в должность. – К примеру, то, что сегодня так много светских евреев заключают браки в обход раввината, отнюдь не их вина, а вина – главного раввината и его городских подразделений. Следует отказаться от слишком жестких проверок на еврейство, если нет каких-либо серьезных оснований для такого ужесточения. Вступающая в брак светская пара евреев должна чувствовать себя в раввинатах, как дома, среди доброжелательно настроенных к ней “служителей культа”, а не как подозреваемые в подделке документов. И так должно быть во всем! Только так мы вернем доверие к официальным институтам иудаизма, и сделаем раввинат таким, каким он должен быть – служащим народу, приближающим его к вере отцов и дедов, а ни в коем случае не отталкивающим от нее”.
Хочется верить, что эти слова не останутся только словами. А пока пожелаем раву Беру удачи.
«Новости недели»