08/10/2019 20:00:53
Раввин Шрага Симмонс
Что же произошло в этот день?
9-го Ава произошло пять национальных трагедий:
- Во времена Моше, в пустыне евреи поверили клеветническому сообщению десяти из двенадцати разведчиков, и Всевышний запретил им входить в Землю Израиля (1312 год до н.э.)
- Армия Вавилона под предводительством Невухаднецара разрушила Первый Храм. 100.000 евреев было убито, миллионы изгнаны из родной земли (422до н.э.)
- Римляне во главе с Титом уничтожили Второй Храм. Погибло около двух миллионов евреев. Миллион евреев отправлены в изгнание (70 год н.э.)
- Римский император Адриан подавил восстание под предводительством Бар-Кохбы. Город Бетар — последний еврейский оплот, противостоявший римлянам, был взят штурмом и разрушен. Жертвами этого кровопролития стали 100.000 евреев (135 год н.э.)
- Римский правитель Турнус Руфус перепахал территорию Храма и его окрестности. Иерусалим превратился в языческий город под названием Аэлия Капитолина, и евреям было запрещено там появляться.
Множество других печальных и трагических событий произошло Девятого Ава в разные века:
Папа Урбан II объявил о начале Первого Крестового похода. Были убиты десятки тысяч евреев и уничтожены многие еврейские общины.
Испанские инквизиторы добились изгнания всех евреев из Испании. Это произошло в 1492 году.
В этот же день в 1914 году Россия объявила войну Германии. Так началась Первая Мировая. Злость и желание отомстить, поселившиеся в сердцах немцев в результате поражения, подготовили почву для Холокоста.
Началась депортация евреев из Варшавского гетто.
СОБЛЮДЕНИЕ ТРАУРА:
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ НАКАНУНЕ ТИША БЕ-АВ
В течение второй половины дня накануне Тиша бе-Ав необходимо съесть полный обед, готовясь к последующему посту.
Вечером мы едим Сеуда Мафсекет — трапеза, состоящая из хлеба, воды и сваренного вкрутую яйца.
Яйцо в данном случае — символ. Во-первых, его форма напоминает нам о цикличности жизни. Во-вторых, яйцо- единственный продукт, который становится тем тверже, чем больше его варят. Оно символизирует способность еврейского народа переносить любые гонения и страдания.
Яйца, которые мы едим во время Сеуда Мафсекет, в знак траура посыпаются пеплом. Рекомендуется съесть трапезу в одиночестве, сидя на земле в позе плакальщика.
Если послеобеденное время, предшествующее Тиша бе-Ав, выпадает на шаббат, Сеуда Мафсекет из яиц и пепла не проводится. Вместо этого съедают обычную шаббатнюю третью трапезу, однако — без гостей и застольного веселья.
ОГРАНИЧЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ТИША БЕ-АВ
С закатом солнца вступают в силу законы Тиша бе-Ав, заключающиеся в соблюдении нескольких аспектов траура:
- Нельзя пить и есть до вечера следующего дня (целые сутки, границы которых определены выходом звезд).
- Беременные женщины и кормящие матери также обязаны соблюдать пост:
— если с момента родов прошло менее 30 дней, женщина может не поститься;
— больные, немощные и старики обязаны проконсультироваться по поводу поста с местным раввином (Мишна Брура, 554-11);
- 3. на Тиша бе-Ав разрешается принимать лекарства, однако рекомендуется проглатывать их без воды;
- 4. В случае, если дискомфорт ощущается слишком остро, разрешается ополоснуть рот водой. При этом необходимо внимательно следить за тем, чтобы не проглотить ее (Мишна Брура, 567-11).
ДРУГИЕ ЗАПРЕТЫ:
- Нельзя мыться и принимать ванну, за исключением случаев, когда требуется удалить какую-либо специфическую грязь — к примеру, слизь из глаз и т.д. (Шульхан Арух, 554:9, 11). С утра, перед молитвой и после посещения туалетной комнаты разрешается вымыть только пальцы рук (см.Шульхан Арух, 554:10, 613:3,Мишна Брура, 554:26;
- Не разрешается пользоваться духами, кремами и косметикой ради собственного удовольствия (можно использовать только дезодорант);
- Нельзя вступать в интимные отношения;
- Запрещается носить кожаную обувь (на кожаные ремни запрет не распространяется);
- Запрещается изучать Тору, так как этот процесс сам по себе несет радость. Евреи могут читать те отрывки, которые связаны с Тиша бе-Ав и трауром — например,Книгу Эйха,Книгу Иова, выдержки из трактатов Талмуда: Моэд Катан, Гитин, 56-58, Санѓедрин, 104, часть Таанит Йерушалми, а так же Законы Траура. Однако следует избегать глубокого изучения вышеперечисленных текстов (Мишна Брура,554:4).
Важно соблюдать следующие условия:
- До полудня нельзя сидеть на стуле (выше, чем на 30 см от земли —Шульхан Арух,559:3);
- Разрешается заниматься деловыми вопросами и другими проблемами только в том случае, если бездействие может причинить значительный ущерб (Шульхан Арух,554:24)
- Нельзя произносить приветствия и дарить подарки (Шульхан Арух,554:20);
- Необходимо избегать пустых разговоров и увеселительных мероприятий;
После окончания Тиша бе-Ав возобновляются обычные действия. Однако так как Храм продолжал гореть и 10 Ава, то некоторые вещи нельзя делать до полудня 10 Ава, например:
- Стричься и стирать одежду (когда Тиша бе-Ав выпадает на четверг, разрешается возобновить и эти виды деятельности сразу же после Тиша бе-Ав — в честь наступающего шаббата);
- Мыться (когда Тиша бе-Ав выпадает на четверг, разрешается мыться утром в пятницу);
- Есть мясо и пить вино;
- Слушать музыку и купаться.
МОЛИТВЫ В ТИША БЕ-АВ
На молитвенных службах 9-го Ава в синагогах стараются создать траурную атмосферу.
Свет делают менее ярким, зажигают свечи и снимают занавес с арон а-кодеш (специальный «шкаф», где хранится Свиток Торы).
Молитвы читают тихим, полным скорби голосом. Это — напоминание о том, что Всевышний присутствовал в Храме, но с уничтожением Первого Иерусалимского Храма (это произошло 3338 г. от Сотворения мира — 422 г. до н.э. по нееврейскому летоисчислению) Шехина (в условном переводе — «явное ощущение Присутствия Всевышнего») отдалилась от нас.
Состав молитвенных служб 9-го Ава:
В день поста 9-го Ава у нас, как всегда — три молитвенные службы: вечерняя (маарив), утренняя (шахарит) и послеполуденная (минха).
Во время маарива и шахарита, после прочтение молитв, включенных в Сидур (еврейский молитвенник) и соответствующих этим молитвенным службам в будние дни, читают две «вставки», посвященные трагическим датам еврейской истории — вторжение римских войск в Иерусалим и разрушение Первого Иерусалимского Храма.
Первая «вставка» — составленная пророком Иермиягу траурная элегия, книга Эйха (Танах, книга Кетувим, раздел Мегилот). Вторая — составленные нашими Учителями траурные гимны, Кинот.
На утренней молитвенной службе, когда наступает время чтения Торы, читают отрывок из книги Дварим (гл. 4, ст. 25-40), где говорится о том, какие несчастья (вплоть до изгнания с Земли Израиля) могут постичь еврейский народ, если евреи не будут выполнять заповеди Всевышнего.
Затем следует Афтара — чтение двух фрагментов из Танаха, книги пророка Иеремии (гл. 8, ст. 13 и гл. 9, ст. 1-23), в которых описывается опустошение Эрец Исраэль (в оригинале — Сиона).
Подчеркнем, что 9-го Ава, как принято в этот день, вопреки обыкновению, мужчины облачаются в талит-гадоль и надевают тефиллин не на утреннюю молитву, но — на минху.
И еще. В синагогах Израиля, где коэны по установленному обычаю ежедневно на утренней молитве благословляют народ (вне Израиля коэны произносят эти благословения только в праздники, упомянутые в Торе) — 9-го Ава делают это не в шахарит, но — на минхе.
На минхе (послеполуденной молитве), кроме обычных молитв, включенных в Сидур, читают отрывок из книги Торы Шемот (гл. 32, ст.11-14), затем — Афтару из книги пророка Иешаягу (гл. 55-56). А также — особую просьбу о помощи Сиону и «вставку» в молитву Шемонэ Эсре (благословение Анейну — «ответь нам».
После окончания поста принято произносить Кидуш Левана (благословение на наступление нового месяца).
Примечание
Необходимо знать, что в порядке проведения молитвенных служб и в составе молитв, которые читают 9-го Ава, между ашкеназскими и сефардскими общинами есть определенные, важные различия. Свои отличия в этом могут быть и у отдельных, как ашкеназских, так и сефардских общин.
Поэтому каждый еврей должен заранее выяснить, как проходят 9-го Ава молитвенные службы в синагоге, которую он собирается в этот день посетить.
ЕСЛИ ТИША БЕ-АВ СОВПАДАЕТ С ШАББАТОМ
Когда Тиша бе-Ав совпадает с шаббатом, необходимо выполнить следующие специальные условия:
Начало поста откладывается на ночь с субботы на воскресенье.
Все запреты во время Тиша бе-Ав (изучение Торы, кожаная обувь и т.д.) на время самого шаббата снимаются.
Во время сеудат шлишит (третья трапеза) никакие ограничения сеуда мафсекет (последней трапезы перед постом) не действуют. Разрешено есть мясо и пить вино. Однако гостей приглашать не следует, а трапезу необходимо закончить до заката солнца.
Молитва Маарив (вечерняя), которую читают в субботу вечером, переносится на более позднее время, чтобы каждый мог произнести — Барух hамавдиль бейн кодеш ле-холь… (отделить субботу от будней), снять кожаную обувь и пойти в синагогу.
В субботний вечер hавдала (ритуал отделения субботы от будней) читается над свечой — без вина и приятно пахнущих специй. В воскресный же вечер текст hавдалы произносят над вином.
http://www.evrey.com/sitep/9ava/index.php3?menu=index9ava.htm
Материал предоставил Life Repair