Горячие новости

Смерть над Ла-Маншем

Реклама

08/11/2019  09:06:13

15 мая 1919 года из Лондона в Париж вылетел самолет, на борту которого было всего два человека – пилот и пассажир. Было облачно, но сухо и безветренно, воздушное путешествие – все еще диковинка по тем временам – обещало обойтись без сюрпризов. Но над Ла-Маншем, недалеко от французского берега, самолет неожиданно рухнул в воду. По официальной версии, пилот потерял ориентацию в тумане и, резко снизившись, чтобы разглядеть землю, не справился с управлением. Обломки самолета навечно остались покоиться на дне Ла-Манша.

Так погиб Аарон Ааронсон, выдающийся ученый и один из основателей легендарной организации НИЛИ, член еврейской делегации на Парижской мирной конференции, занимавшейся послевоенным устройством мира. Собственно, 15 мая он возвращался из Лондона в Париж, чтобы принять участие в очередном заседании, посвященному судьбе ближневосточных владений рухнувшей Османской империи. Ему было всего 43 года.

Смерть Ааронсона породила массу подозрений в еврейских кругах. Ходили слухи, что авиакатастрофа над Ла-Маншем была подстроена англичанами, решившими устранить неудобного для них политика. Ааронсон был одним из наиболее радикально настроенных членов еврейского делегации на Парижской конференции. Он настаивал на безотлагательной реализации декларации Бальфура и создании еврейского национального очага в Палестине. К его голосу прислушивались многие, и в первую очередь – некоторые представители США, где Ааронсон в 1917-18 годах занимался пропагандой сионистских идей. Это вызывало раздражение британской делегации в Париже. Англичане, не желавшие ссориться со своими арабскими партнерами на Ближнем Востоке, отказывались принять предложенный сионистским движением план. В соответствии с ним, границы еврейского национального очага в Эрец Исраэль должны были проходить к востоку от реки Иордан, включать Голанские высоты и часть южного Ливана.

Кроме того, в еврейских кругах говорили, что англичанам легче устранить Ааронсона, нежели открыто конфликтовать с ним. Это объяснялось ощущением морального долга, который они должны были испытывать по отношению к человеку, оказавшему британской армии неоценимую помощь в завоевании Палестины. Ааронсон был одним из основателей подпольной организации НИЛИ, действовавшей в пользу Великобритании против Османской империи в годы Первой мировой войны.

При этом Аарон Ааронсон, выросший в Палестине (родители привезли его в Эрец Исраэль из Румынии в шестилетнем возрасте), изначально не испытывал по отношению к туркам никакой враждебности. Его отец, Эфраим-Фишель, был одним из основателей Зихрон-Яакова и умел находить общий язык с представителями Османской империи. Он был хорошо знаком с их нравами еще по жизни в Румынии, долгие годы находившейся в вассальной зависимости от Константинополя. А сам Аарон, после двух лет учебы во Франции и бурной ссоры с чиновниками барона Ротшильда в Метуле, уехал искать счастья не куда-нибудь, а в турецкий Измир.

В Метуле 20-летний Аарон впервые проявил свои лидерские качества и бескомпромиссный характер. Там при заключении сделки чиновники барона Ротшильда умудрились обмануть и еврейских поселенцев, и их соседей – друзов. На деньги, полученные от барона для приобретения плодородных земель, они купили скалистый участок, практически непригодный для сельского хозяйства. Евреи, переселившиеся на север из Ришон ле-Циона и Зихрон-Яакова, с трудом обрабатывали каменистую почву. Это было совсем не то, что им обещали. Не получили обещанного и друзы, продавшие Ротшильду принадлежавшие им земли. Чиновники барона не выплатили всей причитающейся им суммы. В отместку друзы стали совершать набеги на только что созданное еврейское поселение.

Аарон, назначенный бароном Ротшильдом главным агрономом Метулы, решил обратиться за помощью к самому патрону. Он написал ему подробное письмо, в котором просил приструнить зарвавшихся чиновников. Но из Парижа пришел краткий и разочаровывающий ответ: «Ваше дело – заниматься сельским хозяйством, а не следить за честностью чиновников». Аарон решил взять дело в свои руки.

В одиночку, на коне, он ездил по окрестным друзским деревням в попытке наладить мирные отношения с их жителями. Аарон заверял друзов в том, что евреи вовсе не являются их врагами, а напротив, стремятся к добрососедству и сотрудничеству. И, в конце концов, друзские старейшины поверили 20-летнему еврейскому агроному. Набеги на Метулу прекратились. Жители поселения стали называть Аарона своим «министром иностранных дел и обороны».

Одновременно с этим, под руководством Ааронсона, еврейские поселенцы корчевали камни и засеивали обработанные таким образом участки. Чиновники, обеспокоенные тем, что барон с течением времени примет сторону молодого агронома, начали плести против него интриги. Состоялось бурное выяснение отношений. В результате Ааронсон, к огорчению жителей Метулы, принял решение покинуть поселение.

В Турции дела у него пошли прекрасно. Получив должность управляющего поместьем под Измиром, он получил возможность для проведения успешных экспериментов по мелиорации и внедрению передовых технических средств. Он разводил новые виноградники и выводил чистокровные породы лошадей, ездил на сельскохозяйственные выставки в Европу и общался с ведущими учеными-ботаниками того времени. Аарон в совершенстве овладел турецким языком и стал желанным гостем в кабинетах местных чиновников. Впечатленные талантом и незаурядной энергией молодого специалиста, они прозвали его «Сатаной». В конце концов, Ааронсона пригласил в Стамбул сам султан Абдул-Хамид II. Он поручил добившемуся международного признания ученому систематизировать ботаническую коллекцию дворца Йылдыз, парк которого был засажен экзотическими деревьями и цветами. Задание было успешно выполнено.

Ааронсон часто бывал и в Дамасском вилайете Османской империи – то есть, в Эрец Исраэль, где жила вся его семья. Под Рош-Пиной он обнаружил неизвестный доселе злак – дикую полбу, предок сорта пшеницы, издавна выращивавшегося на Ближнем Востоке. Это открытие принесло Аарносону широкую известность в международных научных кругах. Воспользовавшись новыми связями, он, при поддержке американских ученых и лидеров американского еврейства, основал сельскохозяйственную станцию в Атлите.

И после начала Первой мировой войны Ааронсон пользовался расположением властей Османской империи. В 1915 году турецкий наместник Ахмед Джемаль-паша назначил его главным инспектором по борьбе с саранчой в Сирии и Египте. В это же время молодые сионистские лидеры Давид Бен-Гурион и Ицхак Бен-Цви призывали евреев Эрец Исраэль принять турецкое подданство и поддержать Османскую империю. Правда, эта кампания успеха не принесла. Турецкие власти объявили сионистов вне закона, а Бен-Гуриона и Бен-Цви выслали из Палестины.

Это оказало сильное влияние на настроения Ааронсона, всегда с симпатией относившегося к туркам. Еще одним важным фактором, отвратившим его от Османской империи, стали сообщения о геноциде армян. Ааронсон узнал о происходящем, когда его помощником в штабе по борьбе с саранчой был назначен Эйтан Белкинд, служивший до этого переводчиком в штабе Четвертой турецкой армии в Дамаске. Ему лично довелось стать свидетелем массовых убийств армян в Османской империи в 1915 году. Белкинд рассказал об увиденном Аарону Аааронсону и его сестре Саре. Это произвело на них сильнейшее впечатление. Сара Ааронсон записала свидетельства Белкинда и, с помощью знакомых, передала их представителям британской армии в Египте. Существует версия, в соответствии с которой Запад узнал о геноциде армян в Османской империи именно благодаря еврейской девушке из Эрец-Исраэль.

Под влиянием всего происходящего Аарон Ааронсон окончательно отказался от возможности сотрудничества с турками. В 1916 году он сам, по поручению британского министерства войны, составил доклад о геноциде армян. Тогда же, вместе с сестрой Сарой и их близким другом Авшаломом Файнбергом, Ааронсон создал подпольную организацию НИЛИ («Вечность Израиля не обманет»), занимавшуюся сбором разведданных для британской армии.

В то время большинство сионистских лидеров все еще колебалось, не желая открыто поддерживать противников Османской империи. На этой почве сильно осложнились отношения Ааронсона со многими видными деятелями, в том числе, с Хаимом Вейцманом, будущим главной еврейской делегации на Парижской конференции 1919 года.

Деятельности организации НИЛИ посвящено множество исторических исследований. В них отмечается, что еврейские подпольщики оказали англичанам неоценимую помощь. В частности, Ааронсон, будучи прекрасно знакомым с топографией Эрец Исраэль, передал британским военным карту колодцев в пустыне Негев. Благодаря этому подразделения австралийской легкой кавалерии смоги стремительно пересечь пустыню, перемещаясь от одного водного источника к другому. Они смогли застать врасплох турецкие войска, не ожидавших от противника такой прыти.

Для большинства участников организации НИЛИ эта история закончилась печально. Два подпольщика – Йосеф Лишанский и Нааман Белкинд, брат Эйтана – были казнены. Эйтан Белкинд, который также был приговорен к смертной казни, сумел бежать из дамасской тюрьмы, когда к городу приблизились британские войска. Авшалом Файнберг был убит при попытке пересечения границы с Египтом. Сара Ааронсон покончила с собой после ареста турецкими властями. Аарону Ааронсону удалось выжить благодаря тому, что в момент провала организации он находился за пределами Эрец Исраэль.

В 1917 году, после завоевания Палестины англичанами лидеры сионистского движения примирились с Ааронсоном. Хотя после катастрофы над Ла-Маншем в еврейских кругах многозначительно отмечали, что отношения между Хаимом Вейцманом и бывшим главой еврейского подполья в Эрец Исраэль по-прежнему остались напряженными. Говорили, что Ааронсон как член еврейской делегации на Парижской конференции не был удобен никому – ни англичанам, ни сионистским лидерам. Со ссылкой на метеосводки, доказывали, что 15 мая 1919 года над Ла-Маншем не было тумана, способного дезориентировать летчика. Но никаких сколь бы то ни было серьезных подтверждений конспирологической версии никому представить не удалось. Слухи остались слухами, а достоверные причины авиакатастрофы, в которой погиб Аарон Ааронсон, так и остались неизвестны.

Борис Ентин, «Детали»
На фото: вхождение армии генерала Алленби в Иерусалим, GPO; Аарон Ааронсон, Wikipedia public domain

Посмотреть также...

Йеменские хуситы сообщили об успешной атаке на «израильское судно» в Аденском заливе

04/26/2024  12:44:09 В ночь на 26 апреля йеменские повстанцы-хуситы сообщили об успешной атаке на израильское …