Иголки из-под ёлки

Реклама

01/01/2020  12:59:48

В торговом центре Бат-Яма установили большую ёлку. Скандал разгорелся ярче, чем гирлянды на ней – мгновенно одни жители города состряпали петицию, требующую, чтобы ёлку немедленно убрали: дескать, что же дальше – крестный ход в Бат-Яме устраивать? Другие принялись собирать подписи, чтобы ёлку не трогали: мол, руки прочь от нашего безвинного советского детства, расисты! Примерно так, с руганью и скандалами, израильтяне развлекаются перед каждым Новым годом.

В детстве я обожала Новый год. Но мне не нравится «публичная ёлка» в Бат-Яме. И дело не в друидских, а затем в христианских корнях этого обычая. Для нас, некогда советских людей, сакрального в ёлке не больше, чем в тазике оливье. Когда мы всей семьей каждый год собирали и разбирали пластмассовую конструкцию, сделанную из того же материала, что и ершики для унитазов, никакого священного трепета не испытывали. Просто игрушка.

Одна моя подруга – бывшая москвичка – хочет уехать из Израиля. Как и я, она приехала в страну одна, и еврейские традиции за два года просто не успели стать для неё своими. «Ханука эта мне никуда не запала», – признается она. Наличие Нового года в её личном анамнезе не позволяет ей почувствовать себя в Израиле дома. И трудно ее осуждать.

Мы застряли между двух культур. Я зажигаю ханукальные свечи и люблю свет настолько, что даже в выбранном мною еврейском имени есть корень «свет». Однако, как и у подруги, нет у меня в «подкорке» этого ханукального светильника – «в лесу родилась ёлочка» мне роднее и ближе ханукальных гимнов. Но и мой Новый год остался где-то далеко – в месте, где каждый год доставали большую пыльную коробку с игрушками и каждую разглядывали, будто в первый раз. Где неслись с ледяных горок, визжа от восторга. Где мама сооружала мне платья из марли, и я была то Снежинкой, то Уточкой. А конфеты из новогодних подарков ели аж до марта. Невозможно – да и не за чем – воссоздать все это. Тем более в стране, где вокруг ёлки – не хороводы, а скандалы и ругань.

Смысл традиций – в непрерывной связи поколений. Своим детям я могу сколько угодно ставить ёлку, включать «Приключения Электроника» и «Трое из Простоквашино» и петь песни про «учат в школе», но для них все это никогда не будет значить столько, сколько для меня. Это грустно, но есть вещи, которые не работают вне времени и контекста, так что пусть они остаются только моими, личными и драгоценными.

А чтобы для моих детей Ханука стала драгоценной и личной, она должна стать такой прежде всего для меня. И я «присваиваю» ее шаг за шагом. Она обрастает личными историями постепенно. Вот я приезжаю домой со съемок в 12 часов ночи, продрогшая, голодная и злая. В коридоре тихонько снимаю обувь и, не включая свет, чтобы никого не разбудить, крадучись пробираюсь в салон. И вдруг – светло! На столе горят ханукальные свечки. А рядом, на тарелочке – пончик. Я ем его в темноте, все руки в джеме, от свечей тепло, и мир снова становится цветным. На следующий день свечи зажигаю я, рядом кладу пончик, и у светильника, придя с работы, греется уже мой мужчина.

У меня нет ёлки уже много лет, а последнюю новогоднюю гирлянду с разноцветными огнями я выкинула лет десять назад. От ностальгии никуда не деться. Но когда гаснут одни огни, другие на их месте могут гореть еще ярче.

Посмотреть также...

Израиль приостановил на две минуты празднование Дня памяти жертв Холокоста

05/06/2024  12:01:00 Шесть миллионов евреев были убиты нацистским режимом и его союзниками во время Холокоста …