04/15/2023 14:19:45
Советский фильм «Бег», снятый по пьесе Михаила Булгакова сегодня считается классикой, хотя, как и многие другие ленты на темы спорные и неоднозначные, рождался он тяжело. Вообще
идея экранизировать Булгакова пришла в голову, как ни удивительно, Леониду Гайдаю.
Гайдай был поклонником писателя и долго думал о переносе его произведений на экран. Но в конце шестидесятых поставить «Бег» ему, разумеется, не позволили. Впрочем, спустя годы Гайдай всё-таки прикоснётся к Булгакову, выпустив по его пьесе комедию «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). А тогда, в конце шестидесятых, пробили постановку «Бега» режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов, и их «Бег» стал первым советским фильмом, снятым по произведению Михаила Булгакова.
К тому времени они были уже признанными мастерами. Мало того, Алов и Наумов руководили творческим объединением «Мосфильма», что давало им несколько больше прав, чем коллегам. Так что, задумав экранизировать пьесу опального Михаила Булгакова, тандем проявил некое своеволие и воспользовался теми самыми правами. Правда,
в качестве компромисса им пришлось пойти на уступки и ввести в ленту по требованию цензоров несколько эпизодов, которых в оригинале не было, но сделали режиссёры это деликатно и с уважением к автору.
Часть сцен была дописана, другие позаимствованы из романа «Белая гвардия» и либретто оперы «Чёрное море». Сценарий написали сами Алов и Наумов, и его одобрила вдова писателя, Елена Сергеевна Булгакова, которую пригласили в качестве консультанта.
По воспоминаниям Владимира Наумова, с Булгаковой согласовывали буквально каждый кадр и каждую реплику. Она и сама часто что-то предлагала, и многие её задумки вошли в картину.
Елена Булгакова вообще сыграла важную роль в создании фильма.
Она постоянно присутствовала на площадке, отсматривала материалы и, конечно же, принимала участие в выборе актёров. Очень благосклонна вдова отнеслась к Татьяне Ткач, которую пробовали на роль Люськи и которая в итоге героиню и сыграла. Кстати, ради роли Татьяне пришлось осваивать верховую езду, поэтому целый месяц перед съёмками она почти безвылазно провела на ипподроме, где она общалась с лошадьми и училась ездить на них.
В картине Алов и Наумов собрали популярных и эффектных советских актёров. Первыми роли получили Михаил Ульянов и Евгений Евстигнеев, но из-за них съёмки постоянно назначали на ночь: и Ульянов, и Евстигнеев были заняты в театре, так что днём работать не могли. При этом сами
актёры, снимаясь в серьёзной драматичной ленте, без устали импровизировали, доводя группу до хохота и порой срывая смены.
Кстати, Михаил Ульянов в «Беге» предстал в нехарактерном для себя амплуа — образе отчасти фарсовом, отчасти комическом. Это был смелый эксперимент для артиста, которого зрители уже привыкли видеть в образах героев, но вполне в духе вахтанговской школы, представителем которой Ульянов и был.
А вот Евгений Евстигнеев как раз прекрасно вписался в образ Корзухина, к тому же с его умением создавать персонажей гротескных и утрированных Алов и Наумов познакомились, работая над предыдущей картиной «Скверный анекдот» (1966).
Но, пожалуй, главным открытием фильма «Бег» стал Владислав Дворжецкий. Никому тогда не известный актёр из Омска, дебютант, пробовался на другую роль, но режиссёры разглядели в нём драматичного, сломленного Хлудова.
Алов и Наумов каким-то чутьём увидели в Дворжецком того самого генерала, которого видел сам Булгаков, написавший, что
Хлудов «кажется моложе всех окружающих, но глаза у него старые».
И неудивительно, что именно крупные глаза Дворжецкого-Хлудова стали отражением страшной действительности, это были глаза человека, который безудержно падает в бездну и тянет за собой других даже против воли.
А ещё в «Беге» снялись Людмила Савельева, Михаил Глузский, Алексей Баталов, Олег Ефремов, Владимир Басов, которые вложили души в обездоленных и потерявшихся в жизни героев.
Снимали ленту в павильонах «Мосфильма», но поскольку во второй части речь шла об эмигрантах, необходима была колоритная натура. По сюжету, часть действия происходила в Константинополе, поэтому логичным было бы снять натуру в Стамбуле. Но
турецкие власти воспротивились и не позволили снимать и даже не пустили в Турцию съёмочную группу.
Тогда режиссёры придумали решение: они выбрались в Стамбул, взяв с собой директора картины и оператора, прихватившего ручную камеру, которую можно было бы принять за любительскую. Ею и сняли константинопольские пейзажи, которые потом дополнили съёмками натуры в Болгарии. А вот со съёмками в Париже никаких проблем не возникло: киношников пустили и дали им разрешение снимать.
Готовя текст, я прочитала любопытную трактовку «Бега» как истории. С одной стороны,
под бегом можно можно понимать бегство, суетливый, спешный уход, желание немедленно покинуть людей и обстоятельства.
С другой стороны, бег — это собственно бегание, процесс, который осуществляется ради самого процесса и не не имеет какой-то цели. И с этой точки зрения фильм «Бег» — эта сумма двух составляющих: в первой части мы видим то самое паническое бегство, а во второй — уже бесцельное, где-то даже шутовское, эмигрантское бегание просто ради того, чтобы занять себя хоть чем-нибудь.
А ещё я видела интервью режиссёра Карена Шахназарова, в котором он сказал, что
«Бег» — это лучшее, что сняли советские режиссёры о Гражданской войне.
А вы с этим мнением согласны?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296