Горячие новости

«Для ультраправых Нетаниягу – «осел Мессии». В итоге «Ликуд» потерпит крах»

03/04/2024  18:54:42

Политолог Гейл Талшир анализирует, как мессианские правые берут под контроль политическое руководство Израиля. Теперь, говорит она, левые должны попытаться сделать то же самое.

В январе 2024 года представители правого лагеря собрались в Иерусалиме на конференцию, где призвали завоевать сектор Газа, изгнать оттуда палестинцев и вернуть туда еврейские поселения.

«Конференция за победу Израиля: возвращение в сектор Газа и Северную Самарию»  отразила растущую мощь мессианских правых сил. Экстремистские идеи, прозвучавшие на конференции, вызвали беспокойство в либеральных кругах.

Шли дни, заголовки менялись, и израильтяне, казалось, успокоились. Но только не Гейл Талшир, политолог из Еврейского университета в Иерусалиме.

По ее мнению, стоит внимательнее посмотреть на то, что происходило тогда в Международном конференц-центре Иерусалима.



Одним из главных призывов на конференции стал призыв к трансферу – изгнанию палестинцев из Газы. «Только трансфер принесет мир» — этот лозунг раньше озвучивали лишь крайне правые маргиналы – несколько депутатов из ныне несуществующего блока «Национальное единство» и крошечной партии «Моледет» ультранационалиста Рехавама Зеэви.

Но в январской конференции участвовали представители нынешнего политического мейстрима — не менее 10 министров правительства от четырех партий («Ликуд», «Еврейство Торы», «Религиозный сионизм» и «Еврейская мощь» — и 27 депутатов. По сути – четверть кнессета.

Религиозная сионистская общественность радикализовалась, отмечает Талшир. «Мы видим это в расхождении взглядов между Смотричем и его однопартийцем Итамаром Бен-Гвиром, с одной стороны — и Нафтали Беннетом с другой», говорит она.

По мнению политолога, Смотрич «захватил» религиозное сионистское движение. В итоге умеренная часть религиозных сионизмов осталась без «политического дома» — партии, за которую они могли бы голосовать.

По словам Талшир, «радикализации религиозного сионизма способствовали группы «Гарин Торани»  — молодые религиозные люди, которые группами переезжают в светские городские районы – а также  предвоенные академии и армейские йешивы, совмещающие религиозное обучение с сокращенной военной службой».

В результате всего этого популярность набирают экстремистские религиозные идеи. Например, посещение Храмовой горы, которое раньше считалось экстремальным поступком в большинстве течений иудаизма, сегодня стало националистически-символическим актом правых.

То же самое касается незаконных поселенческих аванпостов, называемых сегодня «молодыми поселениями». Сегодня «молодежь холмов» диктует свою линию правительству Нетаниягу, а не наоборот.

Гейль-Тальсир
На фото: Гейл Талшир. Фото: Оливье Фитуси

 55-летняя Гейл Талшир получила степень доктора философии в Оксфордском университете. Ее исследования последнего десятилетия проводят линию, связывающую кризис демократий во всем мире, с событиями в израильской политике.

Как политолог она ставит под сомнение общепринятое мнение о том, что «водораздел» между правыми и левыми в Израиле проходит по отношению к израильско-палестинскому конфликту.

По ее мнению, последние 10 лет  в истории Израиля отмечены другой борьбой за характер страны: еврейский или израильский, либеральный или консервативный.

Последние пять лет Талшир посвятила изучению идеологических возвращений и структурных изменений, произошедших в эпоху Нетаниягу. Некоторые из выявленных ею тенденций могут удивить либеральных читателей.

В своей недавней статье она описывает, как правые поселенцы, которые, как принято считать, поддерживают Нетаниягу, в то же время эффективно очерняют его.

Очернение и поддержка сосуществуют, якобы не противореча друг другу. Правые не забыли, например, что премьер подписал Хевронское соглашение 1997 года (предполагающее вывод израильских войск из 80 процентов этого преимущественно палестинского города). Более того, имя Нетаниягу даже ни разу не упоминали на январской конференции правых в Иерусалиме.

Талшир называет причину. По ее слова, имя любого, кто отдает израильские территории, поселенцы вычеркивают из истории. Единственным правым премьер-министром, упомянутым на собрании, был Ицхак Шамир. Ни Менахем Бегин, выведший войска с Синая, ни Ариэль Шарон, выведший Израиль из сектора Газа, не удостоились упоминания.

Целью конференции, говорит Талшир, было отправить Нетаниягу послание. То, что ее посетила треть фракции «Ликуда», — мощный сигнал, призванный повлиять на политику премьер-министра. Особенно с учетом того, что на конференции выступили два крупнейших «вербовщика голосов» в «Ликуде» — Йоси Даган и Хаим Кац.

Послание было внятным – и оно было услышано, считает Талшир. Неслучайно сразу после конференции Нетаниягу посетил йешиву предвоенной подготовки в поселении Эли. Во время визита он заявил, что Израиль не пойдет ни на какие компромиссы, кроме «полной победы» в Газе.

Политолог указывает и на интервью, которые два министра из «Ликуда» — Мики Зоар и Йоав Киш – дали на следующий день после конференции.

«Они не сказали, что они против еврейских поселений в Газе, а лишь заявили, что сейчас для этого не время. Они за, но только в перспективе. Но давайте уточним: Собравшиеся призывали «уничтожить врага» в Газе, изгнать палестинцев и поселить на их месте евреев. Если бы премьер-министр придерживался правильной концепции безопасности Израиля, он и его эмиссары немедленно осудили бы эту идею со всех доступных трибун».

«Он обернул сионистскую революцию вспять»

С годами Нетаниягу понял, что партийная система в Израиле вращается вокруг двух осей — центральной и второстепенной, поясняет Гейл Талшир.

Центральная ось — это разделение на правых и левых. Второстепенная – разделение по вопросам, связанным с религией и государством. Партии, строящие свою политику вокруг религиозных вопросов, могут примыкать и к правым, и к левым. Нетаниягу придумал, как сделать их глубоко правыми.

«Он эффективно обернул сионистскую революцию вспять и сделал израильских правых консервативно-верующими националистами. Религия — вот объединяющий ключ».

 Это был не просто концептуальный сдвиг. Нетаниягу фактически ввел экстремистские религиозные и мессианские элементы в сердце «Ликуда».

— Да. Он взял правую, национально-ориентированную, либеральную партию и сильно потянул ее к краю. До Нетаниягу все лидеры правых считали, что неокаханисты вроде Бен-Гвира и Смотрича – это сумасшедшие маргиналы за пределами легитимной политической карты. В эпоху Нетаниягу они вошли в «Ликуд».

«Для ультраправых Нетаниягу – «осел Мессии». В итоге «Ликуд» потерпит крах»
Фото: Оливье Фитусси

Талшир перечисляет имена: Дан Илуз, Амит Халеви и Ариэль Кальнер регулярно поднимаются на Храмовую гору. И они находятся в самом центре «Ликуда», а не, к примеру, в крайне правой партии «Ноам».

Шломо Каръи, министр связи, учился у раввина Меира Мазуза, самого экстремального раввина в ШАС. Мазуз выступает против службы женщин в ЦАХАЛе, позволяет себе гомофобские нападки и оправдывает еврейского террориста Баруха Гольдштейна.

— Как эти люди попадают в партию? Неужели вербовщики членов «Ликуда» тоже стали экстремистами?

— Система праймериз «Ликуда» основана на сделках. Если вы хотите узнать, что происходит в «Ликуде», нужно посмотреть на тех, кто организованно вербует людей. В значительной степени политику «Ликуда» определяет сейчас Йоси Даган, глава Регионального совета Самарии. Он является самым большим вербовщиком сторонников Ликуда среди поселенцев.

— Но есть еще и вербовщик «Ликуда» Хаим Кац, представляющий крупные рабочие комитеты Израильской аэрокосмической промышленности и Управления авиации Израиля. Большинство работников там не являются ни религиозными, ни поселенцами.

— Хаим Кац завербовал от 12 000 до 20 000 членов «Ликуда», что, похоже, больше, чем число поселенцев в партии. Но Кац тоже был на конференции в Иерусалиме. Он общается с Даганом, и они вдвоем решают, кто будет премьер-министром, кто — министрами и какова будет повестка дня правящей партии. И они делают это без большинства, просто контролируя механизмы власти внутри Ликуда».

«Ослы Мессии»

Талшир хорошо знакома с идеологиями, которые движут израильскими правыми. Но даже она удивилась, увидев на январской конференции плакаты с цитатами основателей левой сионистской партии «Мапай».

Оказывается, некоторые мессианские поселенцы хотят видеть себя продолжателями дела Давида Бен-Гуриона и других левых сионистов, отцов-основателей Израиля.

На самой конференции цитировали высказывание Бен-Гуриона: «Наше будущее зависит не от того, что скажут гои, а от того, что сделают евреи». Там же был вывешен плакат с цитатой из Ихцака Табенкина – основателя «Гистадрута» и деятеля рабочего сионизма. Правые поселенцы вспомнили его высказывание о том что поселения – это аналог политики безопасности.

В своей недавней статье Талшир пишет, что для нынешних поселенцев идеи пионерского сионизма – лишь инструмент, а светские сионисты – лишь «ослы мессии». Те, кто выполняет грязную работу.

«Первый докладчик на съезде и один из его организаторов, раввин Узи Шарбаф — осужденный террорист из Еврейского подполья начала 1980-х годов, приговоренный к пожизненному сроку (позже ему смягчили наказание), — прямо сказал об этом. Светское население сделало свое дело — светское население может уходить», — отмечает Талшир.

—  Неужели правые поселенцы также видят в Нетаниягу «осла мессии»? Тогда почему не поддерживают вместо него, например, Нира Барката из «Ликуда» – открытого сторонника поселенческого проекта?

— Потому что Баркат не принесет им победу. Мессианские правые «оседлали»  Нетаниягу, чтобы определить повестку дня.

— Левые воспринимают Нетаниягу как некоего демонического гения, управляющего психологией народа, но с ваших слов вырисовывается другой образ – слабого человека, марионетки в чужих руках.

— Он и тот, и другой. Те, кто контролирует Нетаниягу в данный момент, — люди, разгадавшие, как контролировать политическую систему в Израиле. Они предлагают ему огромное уважение и роль лидера народа, а взамен получают контроль над важнейшими структурами: системой образования, СМИ, судебной системой и, конечно, оккупированными территориями.

 — Нетаниягу думает, что он может контролировать экстремистов, а в итоге они контролируют его?

— Он считал, что может подстрекать и разделять в ходе предвыборных кампаний, а, придя к власти, — стать мистером Экономика и мистером Безопасность. Но невозможно оседлать тигра популизма и приручить его. В критические моменты мессианские правые стараются заставить Нетаниягу подчиниться.

* * *

«Как политолог, я бы хотела, не чтобы «Ликуд» развалился на следующий день после Нетаниягу, — признается Гейл Талшир. — Лучше было бы восстановить партию с помощью либеральных правых, которые противостояли бы либеральным левым. И тогда у вас была бы здоровая демократическая политическая система».

— Есть ли другие силы, которые могли бы противостоять экстремистам в «Ликуде»?

— Есть ряд правых национал-либеральных кандидатов, которые могли бы стать преемниками Нетаниягу — Нир Баркат, Йоав Галант, Гидеон Саар, Гилад Эрдан, Хаим Бибас. Но все они боятся, что кто-то другой отберет руководство партии, и не объединяют усилия против Нетаниягу и экстремистов. И они заплатят за это. «Ликуд» потерпит крах.

Действуй они вместе, угрожая сменить Нетаниягу, если он не согласится на создание правительства национального единства и согласованную дату выборов летом, они могли бы сместить Бен-Гвира и Смотрича, привести к власти «Еш Атид» и создать правительство единства, которое прекратило бы войну и заключило геостратегическое соглашение с США и Саудовской Аравией.

— Другими словами, несмотря на весь экстремизм, все еще есть шанс на сдвиг и даже на мир с Саудовской Аравией?

— Наше окно возможностей для геостратегического соглашения с Соединенными Штатами, Саудовской Аравией, Египтом и Палестинской автономией открыто до июня. После этого Байдену будет сложно продвигать дипломатическую политику до ноябрьских выборов в США. Соответственно, министры военного кабинета  Бенни Ганц и Гади Айзенкот должны предъявить Нетаниягу ультиматум. Израильская общественность, включая национально-либеральные правые, поддержит их.

— И несколько слов о левых. Недавно Яир Голан объявил, что будет баллотироваться на пост главы партии «Авода». Что лучше для либеральных левых — существующие партии или новая?

— Нельзя быть партией одного человека. Кто-то должен восстановить из руин «Аводу» и открыть ее ряды для новых лидеров, новых членов и организаций гражданского общества.

До 7 октября сотни тысяч людей, вышедших протестовать против судебной реформы создали массовые общественные движения. Например – «Братья по оружию» или женская организация «Строим альтернативу». Тот, кто сумеет создать настоящий политический дом для этих движений, — создаст и настоящую альтернативу правым.

Левые должны научиться у правых главному: для того, чтобы править, не обязательно быть партией с 30 местами в Кнессете. Моральное и идеологическое влияние на центры власти можно оказывать и другими способами — как в случае с поселенцами».

Нета Ахитув, «ХаАрец», Н.Б. Ronen Zvulun Pool via AP

detaly.co.il/dlya-ultrapravyh-netaniyagu-osel-messii-v-itoge-likud-poterpit-krah/

Посмотреть также...

Исламский режим в Иране должен быть уничтожен

04/27/2024  11:48:07 ГИ МИЛЬЕР, 22 АПРЕЛЯ 2024 г. Атака иранского режима мулл на Израиль в …