Горячие новости
Фото: Depositphotos.com

Израиль и Россия: 30 лет между ненавистью и любовью

12/12/2021  13:09:34

Пожалуй, в отношениях ни с одной страной мира за последние десятилетия не было такого головокружительного поворота событий, как в отношениях между нашими странами.

8-9 декабря 2021 года Институт исследований в сфере национальной безопасности Израиля и ряд российских институтов провели виртуальную конференцию с участием многих видных политиков, дипломатов и ученых, посвященных 30-летию подписания соглашения о восстановления дипотношений между СССР и Израилем 18 октября 1991 года.

В ходе встречи прошло множество интервью, сессий и дискуссий, характеризующих этапы этого длинного пути. Первый день конференции был посвящен в основном воспоминаниям о том, как выстраивались отношения, от первых миссий «Натива» до полномасштабных дипломатических связей и в дальнейшем до всеобъемлющих политических, экономических и культурных связей.

Об этом говорили в первый день конференции бывшие послы Израиля в России Цви Маген, Арье Левин, Дорит Голлендер, а также нынешний посол Израиля в России Алекс Бен-Цви, посол России в Израиле Анатолий Викторов и многие другие видные российские и израильские представители.

Вопросам нынешних связей на глобальном и региональном уровне был посвящен второй день конференции. Мы приведем некоторые наиболее интересные фрагменты из выступлений на этих сессиях, которые вели представители Института Даниэль Раков и Ури Декель.

Израиль и Россия как стратегические партнеры

Меир Бен-Шабат, недавний глава Совета по национальной безопасности, отметил, что в целом по уровню взаимоотношений Россия и Израиль достигли уровня, близкого к стратегическому партнерству. «Мы стараемся найти пути к взаимопониманию и ни в коем случае не вступать в конфликты. Наши интересы в регионе совпадают — это сохранение баланса сил и стабильности». По его мнению, Путин чувствует определенную ответственность России за безопасность Израиля, как места проживания большого числа русскоязычных граждан. Кроме того, для части российской элиты Израиль остается важным каналом в качестве посредника в отношениях с США. Что касается Ирана, то, как полагает Бен-Шабат, в России считают Тегеран фактором, нарушающим стабильность в ближневосточном регионе, и понимают интересы Израиля в том, чтобы не дать Ирану закрепиться в Сирии. Более того, если Россия захочет, чтобы Иран ушел из Сирии — она в состоянии это сделать.

Иранская и сирийская проблематика естественным образом была в центре дискуссий, но профессор Владимир Морозов, вице-ректор МГИМО, оригинально интерпретировал эти темы. По его словам, отношения России и Израиля являют собой один из редких примеров конструктивных и продуктивный отношений между Россией и Западом по весьма спорным вопросам. Несмотря на остроту проблем, страны непрерывно ведут диалог, который в течение 30 лет не прерывался, несмотря на смену лидеров, послов, правительств. В качестве свежего примера он привел недавний визит премьер-министра Нафтали Беннета в Россию.

Ядерный треугольник: Иран-Россия-Израиль

В то же время, ряд других экспертов, также отмечая хорошие отношения между странами, сфокусировались на разногласиях между ними, особенно по проблеме Ирана. Профессор Александр Шумилин из Института европейских исследований, касаясь вопроса о том, почему Россия поддерживает возврат к «ядерной сделке» в прежнем формате отметил, что «договор показал свою эффективность, незачем вносить в него изменения». Его поддержал профессор Андрей Бакланов из Высшей школы экономики. На его взгляд, иранская угроза преувеличена. США и Израиль активно выступают против иранской ядерной программы, причем сами обладают ядерным оружием. Понятно, что если коллективный Запад видит в Иране только угрозу, то и Тегеран отвечает противодействием. Выход США из соглашения подорвал позиции сторонников компромисса, и теперь заключить новую сделку будет гораздо тяжелее.

В то же время Сима Шайн, руководитель иранской программы Института исследований в сфере национальной безопасности, высказала мнение, что «Иран уже стал пороговым государством, которому нужно совсем немного времени на то, чтобы прийти к созданию ядерной бомбы. Тегеран использует венские переговоры лишь как ширму для продолжения своих разработок».

На ее взгляд, иранская ядерная программа представляет также серьезную опасность для России, которая расположена близко к Ирану. По ее мнению, Москва обладает достаточным влиянием, чтобы заставить Иран отказаться от этой опасной идеи.

Интересно, что палестинская тематика, долгие годы бывшая в центре внимания сторон, на этот раз была затронута лишь в коротком выступлении доктора Коби Михаэля, который отметил, что Москва стала решающим фактором в том, что начался мирный процесс межу Израилем и палестинцами и выразил надежду на то, что она сможет сыграть конструктивную роль в этом направлении и сегодня.

В дискуссиях также приняли участие видные американские дипломаты. В частности, известный американский дипломат Деннис Росс, бывший посланник США на Ближнем Востоке, а ныне директор Вашингтонского института ближневосточной политики, отметил тесную связь между Россией и Израилем и сложный баланс сил в регионе. На его взгляд, обе стороны научились в хорошем смысле «использовать друг друга», что ясно видно на примере Сирии. Россия задействует Израиль в целях недопущения появления у Ирана ядерного оружия, а Иерусалим получает согласие Москвы на то, чтобы не позволить Ирану закрепиться у своих границ. По мнению Росса, обе стороны исповедуют прагматичный подход и его надо придерживаться и в дальнейшем, чтобы не позволить Ирану овладеть ядерным оружием.

Мост между прошлым и будущим

В заключительной речи директор Института исследований в сфере национальной безопасности профессор Мануэль Трахтенберг подчеркнул, что стороны проделали за 30 лет большой путь, полный препятствий и угроз. Они находятся в сложной геополитической ситуации многополярного мира, в котором Россия играет одну из центральных ролей.

Благодаря многогранным связям России и Израиля, в котором проживает 1 миллион 200 тысяч русскоязычного населения, обе страны поддерживают тесное сотрудничество. В Израиле нет общины, которая обладала бы таким большим потенциалом. «Это мост, благодаря которому наши геостратегические и культурные связи с Россией остаются весьма значимыми», — отметил он.

Со своей стороны, автор статьи был одним из тех, кто в книге «Израиль и Россия в 21 веке: геополитика-геоэкономика- геокультура» аргументировал необходимость отказа от одностороннего сотрудничества с США и доказывал необходимость более тесного стратегического союза с Россией. Именно этот поворот обеспечил Израилю необходимую устойчивость в регионе, несмотря на все зигзаги американской администрации и возможность взаимодействия с Россией, когда она вернулась на свои позиции в регионе.

Подводя итоги можно сказать, что именно геокультура, как превалирующее направление в мировой политике в конечном итоге обеспечила тридцатилетие прочных отношений между нашими странами, в то время как геополитическая остановка довольно сильно менялась, а геоэкономическая составляющая, к сожалению так и не вышла на должный уровень. Фактически отношения между Россией и Израилем можно сравнить со связями между Великобританией и странами, порожденными в большинстве своем выходцами оттуда: США, Канадой, Австралией. Они могут оставаться сложными, но их общность прочнее любых других союзов и коалицией.

 Владимир Поляк, «Детали». Фото: Depositphotos.com

detaly.co.il/izrail-i-rossiya-30-let-mezhdu-nenavistyu-i-lyubovyu/

Посмотреть также...

Исламский режим в Иране должен быть уничтожен

04/27/2024  11:48:07 ГИ МИЛЬЕР, 22 АПРЕЛЯ 2024 г. Атака иранского режима мулл на Израиль в …