03/04/2024 17:39:00
arts_tobe — просто об искусстве
Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо — так звучит полное имя художника, состоящее из имен родственников и святых. Но наш герой решил не утомлять огромным количеством слов при знакомстве и стал просто Пабло, а фамилию Пикассо взял у матери.
Можно по-разному относиться к творчеству испанского художника, но чаще всего малообразованный зритель критикует Пикассо и говорит о том, что его картины являются не произведениями искусств, а мазней. Ну, и мой любимый комментарий: «да мой ребенок сможет лучше!». Не тешьте себя ложными надеждами, ваш ребенок так не сможет. И вот почему…
Начало творческого пути:
Пабло Пикассо получил традиционное академическое художественное образование: сначала юного Пабло учил основам отец, затем он обучался в художественных школах и Королевской академии изящных искусств в Мадриде.
И именно благодаря классическому образованию Пикассо был подвластен весь спектр техник — от офорта до скульптуры. Что интересно, в своем творчестве он не стал отказываться от проверенных веками инструментов и методов, но придумал, как можно использовать их по-новому. У великих предшественников Пикассо взял лучшее: изучил композицию, форму и цвет, освоил приемы и узнал правила лишь для того, чтобы их нарушить. В действительности Пикассо был первоклассным рисовальщиком.
Классическое искусство вдохновило его посвятить жизнь творчеству. Но несмотря на любовь к классике, художник не боялся экспериментировать. Пикассо неоднократно говорил о своем восхищении примитивным искусством и рисунками детей. Однажды он сказал:
«Когда я был в их возрасте, я умел рисовать, как Рафаэль. Мне потребовалась целая жизнь, чтобы научиться рисовать, как они».
В понимании такого «детского» искусства и заключалась цель художника: забыть все изученное, чтобы творить с честностью и наивностью. Пикассо до старости лет остался ребенком: обожал игры, принимал гостей в необычных нарядах и фотографировался в ванне.
Пикассо во многом воплощал образ творческого человека: в его студиях всегда царил жуткий беспорядок. Художника окружали африканские скульптуры, бронзовые статуи и даже музыкальные инструменты с порванными струнами. Друзья утверждали, что Пабло ничего не выбрасывал, хранил чеки, этикетки и старые вещи. Если хотите узнать, как выглядел творческий процесс, то советую фильм на вечер — «Таинство Пикассо» с художником в главной роли.
А теперь попробуем проследить эволюцию творчества Пикассо и понять, как от реалистичных изображений он пришел к своему главному детищу — кубизму.
Голубой период:
Самый известный период творчества Пикассо длился совсем недолго (примерно с 1901 по 1904 годы) и связан с личной трагедией. В 1901 году в Париже умер его близкий друг Карлос Касагемас. Пикассо переживал утрату как настоящий художник и погрузился в творчество. Период характеризуется холодными синими оттенками, сюжеты трагичны, а персонажи несчастны.
Позднее у Пикассо попытались узнать чем был мотивирован выбор цвета для знаменитого периода. Художник ответил, что у него просто не было красок другого цвета. Сейчас уже невозможно определить, говорил ли Пикассо правду или кокетничал, но если это действительно было так, то способность творить с помощью ограниченных материалов — ценное качество.
Розовый период:
За голубым периодом последовал розовый. Художник окончательно перебирается в Париж и обретает вдохновение. Палитра становится теплее и светлее, Пикассо использует жемчужно-розовый, розово-серый, золотистый цвет. Героями становятся не нищие, а актеры цирка, так как Пикассо жил в общежитии для художников на Монмартре, неподалеку от которого и располагался цирк. Знаменитая картина «Девочка на шаре» относится именно к этому периоду.
Африканский период:
В Европу проникает искусство других народов, в Париже проходит выставка африканских масок! Город сходит с ума от искусства, не обременённого «античным следом». Пикассо не мог остаться равнодушными: цвет и форма перестают его интересовать, а герои картин вместо лиц получают африканские маски.
В 1907 Пикассо выходит уже на кубистическую художественную арену, которая и принесла ему мировую известность. Именно тогда и появляется самая знаменитая картина, совершившая настоящую революцию и ставшая точкой отсчета современного искусства — «Авиньонские девицы» (сюжет навеян сценой в борделе).
Во время работы Пикассо хотел создать нечто, не имеющее аналогов в искусстве. В попытке переосмыслить западные живописные методы, он заполнял блокноты зарисовками. Художник решил обратиться к самым истокам — к примитивному искусству. Африканские скульптуры, которые он увидел в парижском этнографическом музее, поразили его подходом к форме. Это были не попытки воссоздать окружающий мир, а символическое видение.
Для начала ХХ века работу посчитали чересчур провокационной, именно поэтому Пикассо показал ее лишь нескольким друзьям, после чего спрятал от посторонних глаз. И впервые работа была представлена публике почти спустя 10 лет после создания.
Кубизм:
В начале ХХ века художники стали понимать, что изображать предметы реалистично больше нет необходимости — с документированием реальности справлялись фотоаппараты. Искусство понимает, что оно может быть другим и начинает искать форму. Главным принципом кубизма стал уход от глубины и объема, а также возможность показать предмет с разных ракурсов одновременно: сверху, снизу, сбоку.
«Классический» период:
1910-е годы оказались для художника сложными. В 1911 его обвинили в краже «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (подробнее об этом арт-скандале я рассказываю здесь). В 1914 году началась Первая мировая война, а в 1915 умирает мать художника. Пикассо пытается разобраться в себе и приходит к выводу, что его «интересует лишь живопись»:
«Искусство никогда не надоедает мне, и я не мог бы жить, не отдавая ему все свое время. Я люблю его как единственную цель своей жизни».
Кубизм стал для Пикассо пережитым опытом, раскрепостившим кисть. На возвращение к более реалистичной живописи повлияла как логика художественного развития, так и внешние факторы: отношения с балетной труппой Сергея Дягилева, поездка в Рим, где всё дышит античностью с ее интересом к человеческому телу. Ольга Хохлова, русская балерина, ставшая вскоре женой художника, хотела узнавать себя на портретах мужа.
Сюрреализм:
Период близости художника к сюрреализму можно условно вписать в рамки 1925 – 1932 годов. Но стоит учитывать, что над каждым стилистическим этапом властвовала Муза. После Ольги Хохловой, желавшей «узнавать себя на полотнах», в жизни художника появилась юная блондинка Мария Тереза Вальтер. Именно тогда случился очередной художественный переворот: в работах этого периода Пикассо исследует новую модель подобно ребенку, разбирающего конструктор. Тело как форма для изучения делится на части, фрагменты складываются по-новому. Художник пытается выясняет, а что будет, если детали конструктора сложить таким образом?
Война:
Пикассо работал очень быстро, но в редких случаях работа растягивалась на несколько месяцев. Так было не только со знаменитыми «Авиньонскими девицами», но и с «Герникой».
«Герника» посвящена трагедии, произошедшей в одноименном испанском городе. В ходе войны на город было сброшено нацистами около 40 бомб. Картина о массовом убийстве мирных жителей не сразу была принята зрителями. Однажды в доме художника проходил обыск (во время оккупации немцами Парижа Пикассо остался в городе и продолжал творить) и нацистский офицер указал на фотографию картины и спросил: «Это вы сделали?«. Пикассо ответил: «Нет, это сделали вы!».
Эволюция творчества на примере автопортретов:
Если посмотреть на автопортреты Пикассо, то станет понятно, что каждый этап творчества художника самобытен и интересен. Просто посмотрите на автопортреты художника, созданные в возрасте от 15 до 90 лет.
Пикассо не стремился творить в угоду зрителю и создавать лишь «приятные» глазу картины. Добившись популярности, он не побоялся продолжить творческие поиски и эксперименты. Пикассо неоднократно менял стиль работы, возможно, это и стало частью его секрета «вечной молодости». Известный арт-критик Дж. Джонс писал, что абсолютно каждая работа Пикассо является иллюстрацией определенного эпизода его биографии. Иногда — очевидная, как портреты жен и любовниц. Иногда — зашифрованная и символическая.