06/07/2019 13:27:34
Реувен МИЛЛЕР
Ох, и бурными выдались для наших предков первые недели Исхода! Сам Г-дь, шествовавший в огненном столбе впереди толпы беженцев, вывел их из Земли Египетской. Фараон с войском рванул в погоню и нагнал, уже, было, их, на берегу Тростникового моря. Но море, благодаря Г-ду, расступилось перед евреями, и они благополучно перешли на противоположный берег, а погоня, в полном составе утопла. И много еще чудес явил Г-дь евреям. И жажду утолял: то опресненной водой, то из источника, благодаря Г-ду, забившего из скалы от удара посоха Моше. И манной небесной накормил, и перепелами. И к соблюдению святой субботы начал приучать… И преградили путь сынам Израиля воины Амалека, и победили их евреи в той, первой стычке … И начал Моше, по совету тестя своего, Итро, создавать систему общественного управления…
А на третий месяц по выходе сынов Израиля из страны Египетской, пришли они в пустыню Синай. И явился им Г-дь на горе Синай, и передал через Моше дому Яаковлеву свои главные Заповеди и Законы… И Моше пересказал народу все слова Б-га, и со старейшинами соорудил жертвенник о двенадцати камнях, по числу колен Израилевых, и вознесли они жертву всесожжения, и освятили Завет с Г-дом…
Все эти события: от бегства из Египта до Синайского Завета заняли пятьдесят дней. И потому на пятидесятый день от начала Песаха мы празднуем Шавуот – День дарования евреям Заповедей и Законов Б-жьих.
Семь недель – от второго дня Песаха до Шавуот называются Омером. Омер – это, вообще-то, мера объема или массы, но на этот период она превращается в меру времени, состоящую из 49 суток. Наполнение же омера в его физическом смысле, по разным данным, составляет от двух до четырех килограммов ячменя: то ли зерна, то ли, уже смолотого до состояния манки, а то и тончайшей, 33 раза просеянной муки. Не знаю, как тебе, мой читатель, но мне, мельнику, не очень ясно! Говорят, что это – та самая норма, которую Г-дь установил для сухпайка манны небесной.
И, согласно Торе, у евреев установилась традиция – сжав колосья первого урожая, а они созревают в Эрец Исраэль в конце мая-начале июня, вносить омер ячменя в Храм для жертвоприношения. Поэтому, Шавуот – также и праздник урожая.
В мае и съедобные, и дикие злаки наливаются зерном. Земля Израиля желтеет. Наши пейзажи в это время напоминают картины, написанные на другом конце Средиземноморья Ван-Гогом и Милле.
В Шавуот принято читать Книгу Рут, трогательную историю, связанную с сезоном жатвы. Рут, бедная вдова, моавитянка, после смерти мужа-еврея, последовавшая за свекровью в земли Иегуды, на «западный берег реки Иордан», подбирает опавшие колоски на полях, чтобы не умереть с голоду. Затем она батрачит на полях некоего фермера Боаза, родственника ее покойного мужа.
И между ними возникает любовь, с хеппи-эндом и, в отдаленной перспективе – великим правнуком – царем Давидом…
На семь недель Омера календари: и еврейский, и, тем более, григорианский, как бы отбрасываются, и отсчет времен идет по дням Омера, насыщенным памятными датами и праздниками…
Май 2009