Б.Е. Фотоиллюстрация: Томер Аппельбаум

Ключевое неравенство: кому в земле лежать

Реклама

02/26/2020  11:03:41

Комиссия Рони Нумы, изучавшая данные о призыве ультраортодоксов в армию, не открыла ничего нового. Она сообщила то, что все знали уже все давно: армия лжет по этому поводу. Привычная необходимость выполнять приказ продиктовала нужные цифры. Командиры на местах исказили картину происходящего, совершили требуемые манипуляции, нарушили закон и пренебрегли служебным долгом – и все это для того, чтобы руководители кадрового управления генштаба смогли рапортовать своему начальству: задача выполнена. Если для этого 46 призванных в армию девушек нужно зарегистрировать, как ультраортодоксов – всегда пожалуйста.

Проблема заключается в том, что и религиозные юноши, призванные в подразделения для ультраортодокосов, как правило, таковыми не являются. Те, кто учились когда-то в  йешиве, а ныне ведут светский образ жизни, тоже регистрируются, как ультраортодоксы. То же относится и к молодым людям, покинувшим йешивы. Они не сумели найти себе место ни в одном учебном заведении. По армейским спискам ультраортодоксами проходят и призывники из светских семей, ставшие религиозными, и «хабадники», которые и так всегда служили в армии. Короче говоря, ЦАХАЛ не сумел призвать ни одного учащегося йешивы.

Хуже того: комиссия Нумы, выйдя за рамки предоставленных ей полномочий, фактически рекомендовала отказаться от призыва ультраортодоксов, отпустив их на все четыре стороны. Пусть работают, пусть учатся, пусть делают, что угодно. Армия обойдется без них. Это – проявление высокомерия. Комиссия, по сути дела, говорит, что ультраортодоксы недостаточно хороши, чтобы служить в армии.

Для того, чтобы оправдать эту странную позицию, комиссия изобрела новое «неравенство». Оно якобы проявляется в том, что призываемые в армию ультраортодоксы – взрослые люди, у которых уже есть дети – получают большее жалованье, чем 18-летние светские призывники.

Но разве в этом заключается проблема? Вы не сумели разглядеть в комнате огромного слона? Вас не волнует, что из Бней-Брака или иерусалимского квартала Меа-Шеарим не выходит ни одна армейская похоронная процессия?

Ультраортодоксы прекрасно знают, что уклонение от участия в войне, предписанной заповедями, является нарушением религиозных законов. Но они не хотят, чтобы их дети гибли в Газе и в Ливане. Они хотят, чтобы светский осел и национально-религиозная лошадь продолжили тащить воз и умирать вместо них. Ведь на военной службе можно получить ранение, а то и вовсе расстаться с жизнью. Очевидно, что если 15 процентов молодых людей призывного возраста не идут в армию, нагрузка на остальных (светских и религиозных) возрастает, и им приходится проводить в военной форме больше времени – и на срочной службе, и на резервистской.

За рекомендациями комиссии стоит скрытый расчет на то, что освобождение от призыва подтолкнет ультраотродоксов покинуть йешивы и массово выйти на рынок труда. Это – абсолютно безосновательная надежда. И после освобождения от призыва ультраортодоксу будет выгоднее учиться, чем работать. Это позволит ему сохранить высокий социальный статус в обществе и в семье, и по-прежнему пользоваться различными государственными льготами: пособием на учебу, стипендией, пособием на съем квартиры, скидками на уплату налога на здравоохранение и на взносы в Ведомство национального страхования, и так далее.

Именно служба в армии, на третьем году которой ультраортодокс должен получить основные знания в рамках обычной школьной программы, поможет ему после демобилизации найти себе место на рынке труда. Не говоря о тех, кто в ходе службы смогут приобрести пользующуюся спросом техническую профессию.

Комиссия также игнорирует тот факт, что освобождение ультраортодоксов от призыва привет к снижению мотивации многих светских призывников. Они не захотят навечно оставаться ослами Мессии. В то же время, религиозные и соблюдающие традиции молодые люди будут становиться ультраортодоксами, чтобы увильнуть от службы. Это приведет к обострению кадрового дефицита в армии и укреплению политической силы ультраортодоксальных партий.

Вместо того, чтобы уступать нежеланию ультраортодоксов служить в армии, нужно сделать обратное: полностью отменить закон о призыве (который поддержал Авигдор Либерман). Этот закон предоставляет ультраортодоксам до смешного легкие условия, и не предусматривает эффективных санкций за его нарушение. Этот закон позволяет ультраортодоксам абсолютно законно уклоняться от службы.

Именно те, кто считает ультраортодоксов равными гражданами, должны поддержать их призыв в армию. По достижении 18-летнего возраста в армию должны идти все – без квот и разнообразных уловок типа «национальной службы». Только так можно вылечить наше общество.

Нехемия Штраслер, «ХаАрец«, Б.Е. Фотоиллюстрация: Томер Аппельбаум

detaly.co.il/klyuchevoe-neravenstvo-komu-v-zemle-lezhat

Посмотреть также...

Это практичный взгляд на ситуацию и наше будущее.

06/03/2024  13:24:58 Наш дом Израиль  Одним из негативных результатов пребывания у власти Нетаниягу стало сведение …