Иссахар-Бер Рыбак - Погром / Public Domain

Никто не помнит про 1100 погромов и 100000 жертв

Реклама

Кликните на рекламу Google на сайте «Ришоним» — поддержите сайт!

12/24/2021  12:39:02

За 20 лет до Холокоста 100000 евреев были убиты во время погромов, поток беженцев хлынул в Россию, а затем об этом просто забыли.

Источник:Лехаим

В начале 1920-х тысячи еврейских детей — беженцев хлынули в Москву из Украины, спасаясь от ужасающей серии погромов, пишет журналист «The Times of Israel» Рич Тенорио. Легендарный художник Марк Шагал вспоминал, как давал уроки рисования некоторым беженцам в еврейском приюте поблизости от советской столицы. Он вспоминал ужасающие зверства, о которых они говорили: их родителей убивали, их сестер насиловали и убивали, а самих детей, измученных и голодных, выгоняли на мороз. В отличие от Холокоста, эта более ранняя волна антисемитского насилия в значительной степени забыта историей. Но в то время это были новости на первых полосах газет. С 1918 по 1921 год на территории, которая является частью современной Украины, в результате более 1100 погромов погибло более 100000 евреев. Такое крупномасштабное насилие привело к опасениям, что жизни шести миллионов евреев по всей Европе находятся под угрозой из-за антисемитской ненависти.

Среди тех, кто делал такие мрачные прогнозы, был писатель Анатоль Франс; менее чем через 20 лет эти опасения оправдались. История этих роковых погромов отражена в новой книге профессора истории и иудаики Мичиганского университета Джеффри Вейдлингера «Среди цивилизованной Европы: погромы 1918-1921 годов и начало Холокоста».

«Я думаю, что сейчас они вообще не очень известны, в основном потому, что Холокост превзошел их»,

— заявил Вейдлингер «The Times of Israel» в телефонном интервью.

«В межвоенный период они были очень хорошо известны. В некотором смысле, кажется, что тогда только об этом и писали».

Эта книга, основанная на предыдущем лингвистическом исследовательском проекте с участием пожилых украинских евреев, говорящих на идиш, которые рассказали Вейдлингеру о пережитых погромах, возвращает читателей к этому тревожному моменту в истории гражданской войны в России.

«Это ужасно и ужасающе»,

— заметил Вейдлингер.

«Записывать эти свидетельства — это дорогое удовольствие. Я уверен, что это сказывается на читателе … Мне было трудно это слышать, а им, вероятно, трудно сказать».

Название книги проистекает из опасений Франса за будущее европейского еврейства. Французский поэт и журналист отмечал, что некоторые из погромов произошли одновременно с мирными переговорами в Версале, целью которых было положить конец Первой мировой войне. Одним из них было, пожалуй, самое крупное массовое убийство евреев на тот момент — погром в Проскурове 14 февраля 1919 года, в результате которого погибло 911 человек, что, по оценкам Вейдлингера, составляет треть от еврейского населения города.

«Я думаю, что это было почти геноцидом»,

— заявил Вейдлингер о погроме в Проскурове.

«Это показывает, как происходила эскалация насилия за очень короткий период времени с ноября 1918 года по февраль 1919 года».

В дополнение к свидетельствам, полученным Вейдлингером в текущем столетии, он получил доступ к большему количеству архивов, включая более ранние свидетельства выживших и сотрудников гуманитарных организаций, как евреев, так и христиан, которые стремились им помочь. Между тем он обнаружил, что у погромов было много разных виновников. Члены противоборствующих сторон в Гражданской войне в России участвовали в насилии, как и многие украинские и польские солдаты и мирные жители, а также местные атаманы.

«Это было насилие со стороны знакомых людей»,

— заметил Вейдлингер.

«Они часто знали друг друга, особенно в маленьких городках. Вот почему спустя 20 лет наследие погромов все еще ощущалось в городах. 20 лет спустя все помнили, кто был преступником, а кто жертвой, потому что это было на местном уровне».

Многие из этих погромов произошли в пределах бывшей российской «черты оседлости» — региона, в котором евреи исторически были ограничены в Российской империи. Он был свидетелем предыдущей волны антисемитского насилия в течение первого десятилетия 20-го века — периода, который включал печально известный кишиневский погром 1903 года и дальнейшие погромы, сопровождавшие революцию 1905 года. Первая мировая война привела к дальнейшему антисемитскому насилию со стороны войск российской армии — как в наступлении, так и при отступлении. Однако после того, как Россия вышла из войны, появилась надежда. Новое правительство Украины приняло политику поразительной толерантности по отношению к евреям, а на некоторых денежных знаках даже были надписи на идиш. Однако политику центрального правительства омрачали солдаты и граждане, которые питали враждебность по отношению к евреям новой страны. Враждебность, которую Вейдлингер назвал поколенческой.

По его словам, «на Украине было больше различий между поколениями», чем в соседней Польше.

«Молодое поколение, выросшее на войне, было более враждебно настроено к евреям, чем старшее поколение в довоенное время».

Враждебность к евреям вылилась в погромы 1918-1921 годов. Леденящий душу раздел книги повествует о четырех таких погромах, в том числе о двух отдельных вспышках в городе Житомире. В совокупности они представляют собой множество причин возникновения погромов, от отдельных событий, совершенных недовольными армейскими подразделениями, до более масштабных действий с участием большего количества войск. По мере того как разразились более значительные конфликты между недавно получившей независимость Украиной, возглавляемой журналистом, ставшим лидером казаков Симоном Петлюрой, и силами, претендующими на то, чтобы представлять государство — преемник империи, евреи оказались втянутыми в последовавшее насилие.

После начала гражданской войны в России и коммунистические, и антикоммунистические силы терзали украинских евреев посредством погромов, в том числе в Тетиеве, где в марте 1920 года произошла резня, устроенная неистовыми белыми в течение 10 дней. В этом местечке белые сожгли группу евреев заживо в синагоге — согласно одному отчету, погибло 1127 человек. В книге приводятся сообщения о тысячах смертей в результате этого погрома.

«Это было намного хуже средневековой жестокости»,

— заметил Вейдлингер о поджоге синагоги.

«На самом деле это было похоже на Холокост».

Вейдлингер также описывает ситуацию в соседней Польше, где произошел один из первых погромов — в Лемберге (ныне Львов) в ноябре 1918 года, когда была провозглашена независимость Польши. В книге описываются изнасилования еврейских женщин и девочек и уничтожение свитков Торы, а среди виновных в погроме — польские солдаты, а также мирные жители. Автор описывает погромы против евреев в Польше как более документированные в то время, чем погромы на Украине. Конфликт между двумя странами не позволил одному международному следователю — американскому еврею Генри Моргентау, бывшему послу США в Османской империи — получить доступ в зону боевых действий Украины. В книге цитируются противоречивые заявления, которые Моргентау сделал позже в своих мемуарах, например, описание некоторых сообщений о погромах в Польше как преувеличенных лидерами еврейской общины.

В книге затрагивается сложная тема мщения евреев за погромы на Украине. После русской революции 1917 года украинцы часто нападали на евреев, потому что они приравнивали их к коммунистам, что также имело место в Польше. Вейдлингер отмечает, что многие лидеры большевиков имели еврейское происхождение — в первую очередь Лев Троцкий, который родился Львом Бронштейном. И который был героем двух антисемитских карикатур, показанных в книге, — и заявил, что некоторые евреи присоединились к Красной Армии из желания наказать украинцев за погромы. Однако по словам автора, не все евреи были коммунистами, и среди беженцев от большевизма были как евреи, так и неевреи. Другой вид мести воплотился во Франции — одном из многих мест, куда направились еврейские и нееврейские беженцы после Гражданской войны в России.

Среди последних был украинский лидер Петлюра, которого выследил и убил в 1926 году идишский поэт Шолом Шварцбард, в результате чего в том же году был проведен судебный процесс, ставший знаменитым и давший Вейдлингеру много свидетельских показаний для изучения. Однако не все украинские евреи уехали. Тех, у кого не было средств или желания эмигрировать, настигла гибель два десятилетия спустя, после того как нацистская Германия вторглась в Советский Союз в ходе операции «Барбаросса» в 1941 году. Массовые убийства евреев нацистами, особенно в Бабьем Яру в том году, содержали отголоски погромов 1918-1921 годов. Украинцы — в том числе потомки исполнителей более ранних погромов — помогли нацистам убить многих оставшихся евреев региона. В Белой Церкви в августе 1941 года нацисты не хотели уничтожать группу еврейских детей и вместо этого позволили убить их украинским коллаборационистам.

«Мы представляем себе Холокост как Аушвиц, очень механизированный и забюрократизированный»,

— заметил Вейдлингер. Тем не менее добавил он, был еще «Холокост от пуль», который проявился на Украине, а также в Беларуси и Литве.

«Мы рассматриваем эти убийства как гораздо более массовые, более публичные. Естественно, это сравнивается с погромами. Это очень похоже на погромы 1918-1921 годов». Тем не менее размышляет он, «последствия Холокоста были настолько серьезными, что эти конкретные погромы (с 1918 по 1921 год) просто исчезли из памяти».

 

Посмотреть также...

«Каждый должен понимать, что обстоятельства кардинально изменились после 7 октября».

05/15/2024  17:58:16 Авигдор Либерман  «Каждый должен понимать, что обстоятельства кардинально изменились после 7 октября. Государство …