08/22/2022 21:11:00
Цви Барэль
Ближе к концу сентября или к началу октября процесс назначения высшего турецкого дипломатического персонала будет завершен, и новый посол Турции приземлится в Израиле. Насколько известно, на эту должность претендуют три кандидата, и принципиальное решение заключается в том, чтобы назначить одного из самых опытных дипломатов, работающих в составе турецкого МИДа.
«Это будет посол, который хорошо знает регион и прекрасно знаком со сложной системой отношений между Турцией и Израилем»,
– сказал высокопоставленный чиновник из внешнеполитического ведомства Турции. Он добавил, что
«целью назначения служит задача наполнить реальным содержанием обновленную нормализацию отношений, коим был нанесен серьезный урон около десяти лет назад».
В декабре 2020 года в прессу просочилось имя кандидата на должность посла – Уфук Улуташ, который возглавлял научно-исследовательский институт SETA и даже учился в Еврейском университете. Он должен был приехать в Израиль в марте 2021 года, но его назначение отложили из-за противодействия Израиля: Улуташ «отличился» рядом антиизраильских заявлений.Выборы в Израиле также способствовали отсрочке, и особенно противодействие Яира Лапида, который был тогда министром иностранных дел и противился ускорению нормализации отношений с турками. Однако с того времени Лапид изменил свою позицию.
Его встреча в июне с турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу на конференции в Анталье, тесное сотрудничество израильской разведки с турецкими спецслужбами в деле о планировавшихся терактах Ирана против израильтян, а еще раньше совпадение интересов Израиля и Турции в войне в Нагорном Карабахе, когда обе страны помогли в конце 2020 года Азербайджану, воевавшему с Арменией, все это также способствовало «пересмотру» политики Израиля в отношении Турции.
Возобновление отношений с Израилем не означает полного примирения Турции со странами региона. Египет не торопится пожимать руку Эрдогану, хотя дипломатические и профессиональные делегации высокого уровня из обеих стран уже заложили основу для возобновления отношений, а в последние месяцы Турция стала крупнейшим импортером газа из Египта.
Турция надеется, что возобновление отношений с Израилем в ближайшем будущем приведет и к полноценным отношениям с Египтом, а также позволит реализоваться амбициям Эрдогана, который хотел бы превратить Турцию в международный центр транспортировки газа с Ближнего Востока в Европу.
После того, как Вашингтон изменил свою позицию в отношении газопровода, который соединит Израиль, Кипр и Грецию с Европой, реалистичным вариантом выглядит строительство трубопровода между Израилем и Турцией, а также использование его для подключения газа из Египта, что сделает его наиболее важным газовым хабом, способным составить альтернативу российскому газу.
За нормализацию отношений с Израилем Турция заплатила болезненную политическую цену, когда решила выслать высокопоставленных боевиков ХАМАСа со своей территории и дала понять руководству движения, что больше не допустит политической деятельности, не говоря уже о военной, этой организации у себя в стране.
Но в то же время Турция предлагает свои услуги по восстановлению сектора Газа, и не исключено, что она присоединится к группе стран-доноров, которых Израиль пытается мобилизовать для финансирования экономических проектов в секторе.
По словам израильского политического источника,
«Турция также может убедить Катар установить дипломатические отношения с Израилем, оправдывая этот шаг необходимостью оказания помощи палестинцам».
Похоже, Турция повторно решила взять на вооружение политику «ноль проблем с соседями», впервые объявленную в 2002 году, после того как Партия справедливости и развития одержала убедительную победу на выборах. Разработчик доктрины профессор Ахмет Давутоглу пояснил впоследствии, что, в отличие от прошлого, когда Турция была втянута в соперничество и конфликты с соседними странами, такими как Сирия и Иран, она намерена позиционировать себя в качестве моста и посредника между Востоком и Западом. И потому в первую очередь она обязана улучшить свои отношения с соседями.
Позднее Давутоглу стал премьер-министром Турции и ушел в отставку в 2016 году на фоне глубоких разногласий между ним и Эрдоганом и его несогласия с тем, что президент стал автократическим правителем. От доктрины Давутоглу мало что осталось.
В 2010 году отношения между Турцией и Израилем были практически разорваны после инцидента с турецким судном, участником «флотилии свободы», направлявшейся в Газу. Через год Турция разорвала отношения с Сирией из-за устроенной в 2011 году Асадом массовой бойни сирийских граждан, а примерно через полтора года после этого отношения Анкары и Каира сошли на нет после того, как Абдель Фаттах ас-Сиси сверг и арестовал законно избранного президента Мохаммеда Мурси, члена партии «Братьев-мусульман», и подвергся резким словесным нападкам со стороны Эрдогана, который отказался признавать легитимность президентства Ас-Сиси.
По словам посла Эмиратов в Вашингтоне, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн рассматривали Турцию как «опасную угрозу», более серьезную, чем угроза со стороны Ирана. Из всех стран Персидского залива только Катар сохранил дружеские отношения с Турцией.
Отношения Турции и ЕС обострились
В то же время ухудшились отношения Турции с Европейским Союзом. Вначале – на фоне систематического нарушения прав человека, подавления свободы слова и насильственных действий против курдского меньшинства внутри Турции, а затем из-за бурения газовых скважин в восточном Средиземноморье, в районе, на который претендуют Кипр и Греция.
Соглашение о беженцах, подписанное между Турцией и Евросоюзом в 2016 году, согласно которому Турция заблокирует поток сирийских беженцев, въезжающих через нее в Европу, в обмен на примерно шесть миллиардов евро и безвизовый режим для граждан Турции, не сняло напряжения между сторонами.
Освобождение от виз не было предоставлено, а Турция продолжает обвинять европейские страны в «поощрении курдского терроризма» и периодически угрожает нарушением соглашения о беженцах, используя этот аргумент как средство давления на европейцев.
Об отвращении, которое испытывал нынешний президент США Джо Байден по отношению к Эрдогану, кажется, не писал только ленивый, и вспоминаются долгие месяцы, прошедшие с момента его избрания до его беседы с Эрдоганом. Да и сегодня отношения между двумя президентами далеки от близких, поскольку покупка Турцией российских зенитных комплексов С-400 , несмотря на противодействие Запада, продолжает ухудшать отношения между сторонами. Казалось, что от доктрины «ноль проблем с соседями» осталась бумага, на которой она была написана.
Президент Турции задумал покончить с изоляцией в тот момент, когда его страну охватил в глубокий экономический кризис, начавшийся в 2018 году. Ему пришлось ждать до января 2021 года, когда страны Персидского залива, в первую очередь Саудовская Аравия, решили снять продолжавшиеся три года блокаду и санкции, которые они ввели против Катара, прежде чем он смог вновь «пробраться» в страны Персидского залива.
Кооперация между Турцией и Катаром как с точки зрения двусторонних отношений, так и в войне в Ливии, зачислило Турцию в стан «врагов государств Персидского залива».
Эмираты первыми решили возобновить отношения с Турцией, хотя Эрдоган резко выступил против подписания ими соглашения о нормализации отношений с Израилем и даже пригрозил отозвать турецкого посла. После этого он стал внимательно следить за ситуацией в Израиле и Египте, и его важным успехом стало возобновление отношений Турции с Саудовской Аравией в апреле этого года в обмен на закрытие расследования убийства журналиста Джамаля Хашогги и перенос судебного процесса в Саудовскую Аравию.
От двух вышеупомянутых стран Персидского залива Эрдоган получил обязательства инвестировать миллиарды долларов, что, безусловно, поможет улучшить экономическую ситуацию.
Через год в Турции пройдут президентские выборы, и Эрдоган должен продемонстрировать экономические достижения, учитывая гнев и недовольство населения. Поддержание политико-экономических отношений со странами региона – та карта, которую Эрдоган разыграет, чтобы гарантировать, что он сможет продолжить свое непрерывное, уже 20-летнее правление.
Цви Барэль, «ХаАрец», М.К. AP Photo/Burhan Ozbilici⊥
Источник: https://detaly.co.il/kuda-tyanetsya-erdogan-vosstanavlivaya-otnosheniya-s-izrailem