01/19/2023 14:21:01
«Три толстяка», «Сказка о царе Салтане» и «Ночь перед Рождеством» –они создали эти картины по наитию и с нуля. В итоге сёстры Брумберг прославили «Союзмультфильм» – да и советскую анимацию в мире.
После Октябрьской революции российская мультипликация, которая только-только начала зарождаться, оказалась парализованной. Новой власти было не до «оживления» на экранах кукол и рисунков. Правда, для пропаганды ей были нужны карикатурные анимационные зарисовки на буржуев и другие «чуждые элементы». Поэтому в 1924 году при Государственном техникуме кинематографии все-таки появилось Экспериментальное бюро мультипликации. Штат был крошечный – десять человек. И почти для всех них это были первые шаги в анимации. В том числе для сестёр Брумберг, которым и предстояло заложить основы советской анимации.
Сестры Брумберг родились в один день – второго августа, только Валентина в 1899 году, а Зинаида – в 1900-м. Рисовать девочки любили с детства: их отец – московский врач Шимон Брумберг – не раз выслушивал от учителей замечания за разрисованные поля тетрадок и книжек дочерей, на которых красовались неизвестные науке животные и сказочные герои. По признанию самих сестер, эти зарисовки оказались впоследствии очень похожи на черновики их будущих мультфильмов.
Закончив школу, сестры поступили во ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские, открывшиеся на базе училища живописи, ваяния и архитектуры. Там они впервые узнали об анимации и тут же примкнули к экспериментальному анимационному кружку, среди участников которого были Иван Иванов-Вано, Николай и Ольга Ходатаевы, Юрий Меркулов и Зенон Комиссаренко. Все они и стали сотрудниками советского Экспериментального бюро мультипликации. И буквально через год, в 1925-м, создали один из первых в мировой анимации полнометражный фильм «Китай в огне».
Кадры заняли тысячу метров пленки – при тогдашней скорости проекции это было 50 минут экранного времени. Работали молодые специалисты в технике плоской марионетки – все герои и объекты вырезались из картона, в движение приводились те их части, что были закреплены на шарнирах. «Мы пришли в анимацию в 1920-е годы, когда советское искусство кипело, трансформировалось, вентилировалось, поднималось и опускалось. Все бурлило», – вспоминала Зинаида в одном из немногих эссе. В нем она называла главных учителей – не мультипликаторов, которых кроме их самих в стране больше не было, а режиссеров театра и кино: Всеволода Мейерхольда и Сергея Эйзенштейна.
В 1927 году сестёр пригласили на постановку в детский театр. Режиссёру Наталье Сац захотелось, чтобы в театральное действие спектакля «Негритёнок и обезьяна» была включена мультипликация. И сестры Брумберг справились блестяще. Впервые в истории театрального искусства живописные декорации соединялись с экраном, на котором проецировалась мультипликация. Мультимедийный спектакль, ставший визитной карточкой Московского детского театра, принес сестрам Брумберг широкое признание как в советской, так и в зарубежной прессе. После этого грандиозного успеха постановки сестры анимировали для Сац еще одну детскую пьесу – «Про Дзюбу».
Вслед за детскими спектаклями Валентина и Зинаида Брумберг поставили в 1928 году и свой первый фильм для детей – «Самоедский мальчик». Это была история в духе времени – о становлении идеального советского гражданина: ненецкий мальчик там разоблачил шамана, был изгнан из племени и после череды приключений попал в Ленинград. В итоге там он отучился на рабфаке и вернулся «поднимать» малую родину. Это был последний их пропагандистский фильм – больше они на предложения создавать агиткартины не отзывались.
Почти десять лет сестры снимали детские фильмы в сотрудничестве с другими режиссерами, а к самостоятельной работе приступили после создания в 1934-м киностудии «Союзмультфильм». Им выдали один кабинет на двоих, в котором они творили сорок лет. «Из комнаты с табличкой “Реж. В. и З. Брумберг” вечно доносилось громкое кудахтанье, смех, хлопанье в ладоши, басовое бархатное ворчание, взвизгивание и выкрики», – вспоминали их коллеги. Все сотрудники «Союзмультфильма» воспринимали их кабинет как место для интересных встреч, анекдотов и просто заряда бодрости на весь день.
В работе сестры были новаторами. Так, в 1943 году при создании «Сказки о царе Салтане» они одними из первых в советской мультипликации начали использовать способ «эклер» – предварительную съемку актеров, которая нужна была, чтобы потом перенести их движения и мимику на рисованных персонажей. Тем же способом в 1945-м был снят мультфильм «Пропавшая грамота» по одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя. Это был первый полнометражный фильм студии «Союзмультфильм», прокат которого принес Брумбергам успех. Позже они задрали планку для коллег, экранизировав гоголевскую «Ночь перед Рождеством». Вообще, Брумберги перенесли на экран целый ряд произведений детской мировой классики: «Три толстяка», «Храбрый портняжка», «Кот в сапогах», «Капризная принцесса» – и многие другие. Громкий успех принес сестрам Брумберг и фильм «Федя Зайцев». Впоследствии режиссеры даже сняли ремейк этой ленты – «Человечка нарисовал я». Главный герой той истории – нарисованный на стене человечек – на долгие годы стал эмблемой «Союзмультфильма».
Сестры были полной противоположностью друг другу: Валентина экспериментировала с внешностью, чуть ли не ежедневно поражая окружавших новым цветом волос. Стиль Зинаиды, напротив, не претерпел, как говорят, никаких изменений со студенческой скамьи. Старшая даже в семьдесят лет была легка на подъем и обожала путешествовать, младшая предпочитала домашний уют. Зинаида буквально генерировала идеи, Валентина спокойно их обдумывала, поддерживала одни из них и отсекала другие, называя их вздором. В такие моменты в режиссерскую к ним старались не заходить, так как спор перерастал в ссору, разносившуюся эхом по всей студии. Как правило, аргументы Валентины в итоге перевешивали. Коллеги любили вспоминать, что если прийти к консенсусу все же не удавалось, Валентина Семеновна произносила: «Мама всегда говорила, что ты глупее меня! Так что прислушайся к умным людям!»
Но ни жить, ни работать сестры друг без друга не могли – и по принципу «крайности сходятся» проработали вместе всю жизнь. Леонид Шварцман называл их дуэт «единственным примером крепкого союза до самых последних дней». Когда в 1975 году старшей Валентины не стало, Зинаида, пережившая сестру на восемь лет, перестала снимать мультфильмы.
Алексей Викторов