02/13/2023 12:36:41
Президент Израиля Ицхак Герцог в страстной речи, произнесенной вечером 12 февраля, призвал остановить законодательный процесс в отношении судебной реформы, чтобы прийти к компромиссу на основе плана из пяти пунктов, пишет журналист «The Jerusalem Post» Элиав Броейр.
Президент начал речь, объяснив свою мотивацию произнести речь, а также боль, которую испытывают все стороны спора. «Шокирующая и болезненная израильская реальность заставила меня в последние недели утешить семьи, которые потеряли своих близких в волне криминального терроризма. Семья за семьей, из всех слоев израильского общества, смотрели на меня со слезами на глазах и спрашивали меня — пожалуйста. … От всей души и с воплем: просили не за себя и не за свое горе, а сделать все, чтобы остановить безумие, спор, грозящий всем нам. Эти семьи присоединились к голосам миллионов со всех сторон политической карты, которые в последние несколько недель просили об одном — не упасть в пропасть, остановить горящий огонь поляризации, прежде чем он поглотит нас. Мы больше не участвуем в политических дебатах, а находимся на грани конституционного и социального коллапса», – заявил президент.
Герцог заметил, что он «видел протесты по всей стране», назвав протестующих «огромной группой патриотов, которые используют свое право на демонстрации… и полностью преданы судьбе государства и его народа». С другой стороны, Герцог признал «боль и глубокое разочарование» целого политического лагеря, которые достигли апогея во время вывода войск из Газы и северной Самарии в 2005 году. «Эта боль наших братьев и сестер реальна, отвергать ее или игнорировать — большая ошибка», — заявил президент. Как отмечает «Ynet», Герцог заявил, что основная предпосылка заключается в том, что Кнессет является выборным законодательным органом и что правительство имеет право продвигать политику, но должны быть сдержки и противовесы, добавив, что Верховный суд защищает Израиль и его общество. Однако ответственность за то, чтобы выслушать боль всех сторон, лежит на правительстве, и Герцог заметил, что, по его мнению, «совокупность частей реформы в ее нынешнем виде вызывает глубокую озабоченность по поводу их потенциального негативного воздействия на демократические основы Государства Израиль».
По словам президента, израильские суды — одна из частей «славы» страны. По его словам, суды «защищают общество и государство» от преступлений и международного преследования солдат ЦАХАЛа, а также от утраты «основ справедливости, закона и морали». Еврейская диаспора и сторонники Израиля по всему миру обеспокоены курсом, который выбрало государство, а разведка сообщает, что враги государства «радостно потирают руки», в то время как Израиль взрывается изнутри. «Есть ли какой-нибудь больший знак «стоп», чем это ?!», – спросил он.
Затем президент представил пять пунктов плана. Во-первых, издать Основной закон о законодательстве, закрепляющий особый статус Основных законов и включающий специальный законодательный процесс, предусматривающий широкое согласие, чтобы они не использовались ни для каких целей. Тогда Верховный суд не сможет рассматривать дела по Основным законам. Что касается обычных законов, суд будет иметь право отменять законы, противоречащие Основным законам, но Кнессет будет иметь возможность отменить его решение с помощью механизма, который будет обсуждаться между сторонами. Во-вторых, разработать масштабный план, уже заложенный в предстоящий бюджет, по снижению огромной нагрузки на суды, из-за которой они становятся неэффективными, а дела затягиваются на годы.
В-третьих, разработать национальный план восстановления доверия к судебной системе для тех, кто его утратил. В-четвертых, изменить Комитет по назначению судей, чтобы в него вошли представители всех ветвей власти, а также представители общественности, согласованные как с министром юстиции, так и с председателем Верховного суда. И это без предоставления какой-либо одной из ветвей полного контроля или автоматического большинства. В-пятых, и, наконец, определить оговорку о «разумности» путем переговоров таким образом, чтобы она не отменялась полностью, но также удерживала суды от ее использования без необходимости.
Герцог завершил свое выступление просьбой приостановить законодательный процесс, чтобы стороны могли начать переговоры на основе этих принципов. «Граждане Израиля, я хотел бы завершить свое выступление, поблагодарив вас, все множество людей, которые связались со мной в последние недели. Всем, кто принимал участие, предлагал и подталкивал. Впечатляющая израильская мозаика — секрет нашей силы. Израильское многообразие ведет к разногласиям. Нельзя отрицать конфликты и споры, но с незапамятных времен мы знали, что нужно уделять больше внимания тому, что нас объединяет. Мы знали, как быть умными и видеть, что расстояние между нами – это расстояние протянутой руки. Пришло время протянуть руку помощи», – заявил президент. «Если победит одна сторона, мы все потерпим поражение», — заключил он.
Речь президента прозвучала накануне драматического дня 13 февраля, когда коалиция начнет голосование по первым положениям реформы, а десятки тысяч человек выйдут на демонстрацию перед Кнессетом. Герцог в течение нескольких недель действовал за кулисами, чтобы усадить стороны за стол переговоров, и 10 февраля предложил план, согласно которому правительство остановит законодательный процесс, чтобы сторонники и противники реформы встретились и начали переговоры в резиденции президента.
Министр юстиции Ярив Левин уже отверг план Герцога на «Channel 13» на прошлой неделе, заявив, что не остановит закон «даже на секунду». Левин снова ответил на предложения Герцога в заявлении вечером 12 фвраля: «В его предложении есть положительные элементы, а также элементы, которые увековечивают существующую ненормальную ситуацию. Как я уже говорил, я готов и заинтересован в том, чтобы прошли реальные переговоры с оппозиционерами, которые на это согласны, и мы должны начать это прямо сейчас. Для того чтобы переговоры не стали средством затягивания и предотвращения фундаментальной и значимой реформы судебной системы, переговоры не должны быть увязаны с ходом законотворчества. Наряду с принятием законодательства у всех нас есть достаточно времени, чтобы поговорить и прийти к пониманию до второго и третьего чтений».
Председатель конституционного комитета кнессета Симха Ротман из Религиозной сионистской партии отклонил призыв президента отложить голосование по законопроектам в его комитете. «Требование отложить принятие закона — это точка зрения оппозиции», — заявил он. «Остановка закона — это попытка остановить правительство», — заметил он. Лидер оппозиции депутат Кнессета Яир Лапид написал в ответ: «Президент Герцог предложил достойную договоренность: немедленная остановка законопроекта до первого чтения как условие любого диалога; дебаты будут проходить в резиденции президента в составе президентского комитета; пять пунктов президента послужат основой для принятия плана. До тех пор: борьба не прекратится, демонстрации не прекратятся. Мы боремся за ценности Декларации независимости, за саму идею совместного существования и за то, что мы – один народ».
Председатель партии «Национальное единство» и бывший министр обороны Бени Ганц написал в своем твиттер-аккаунте: «Я поддерживаю президента в его важных словах. Мои коллеги из «Национального единства» и я готовы, как мы объявили, вступить в диалог о настоящей реформе, чьей основой является отсутствие политизации и поддержание независимости судебной власти, принятие широкого Основного закона, который будет обеспечивать решения для нужд общества, а не для прихотей политиков. Если процесс принятия законодательства остановится и нас всех пригласят в резиденцию президента для настоящего диалога, мы придем первыми».
Аналогичные ответы дали и другие члены его партии, в том числе бывший министр юстиции, депутат Кнессета Гидеон Саар и бывший министр по делам религиозных служб, депутат Кнессета Матан Кахана. Посол США в Израиле Том Нидес высоко оценил выступление президента. «Сегодня вечером великолепная речь великого лидера. Спасибо, президент @Ицхак Герцог», — написал он в своем твиттер-аккаунте.
Председатель Верховного суда Эстер Хают не отреагировала сразу, как и Нетаньяху, который во время выступления все еще находился на заседании Кабинета безопасности. Организаторы демонстрации 13 февраля ответили: «Речь из глубины сердца президента, который понимает всю глубину боли, которая приходит с диктатурой». Они заявили, что продолжают демонстрацию, «пока диктаторская коалиция не объявит, что она полностью отказывается от своей угрозы разрушить сионизм и демократию».
12 февраля прошли последние приготовления перед массовой забастовкой и демонстрацией протеста перед Кнессетом. Организаторы заявили, что более миллиона человек планировали бастовать, и еще один миллион поддержал это дело. По словам организаторов, в Иерусалим направятся более 50 автоколонн и сотни автобусов. Мероприятия начнутся в 10:00 с молитвы у Западной стены, а затем перейдут на улицы вблизи Кнессета, начиная с 12:00. и продолжатся в течение дня. По словам организаторов, среди желающих приехать тысячи врачей, сотни высокотехнологичных компаний, сотни юридических контор, студенты и сотрудники университетов, старшеклассники и многие другие группы из «всех отраслей и секторов». Также будет проведен митинг правых в поддержку реформы, организованный неправительственной организацией «Betzalmo» у здания Верховного суда. Полиция изначально не разрешила протест правых, но вмешался министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир, чтобы его разрешили. Они будут держать плакаты с надписями «Верховный суд — диктатор» и «остановить тиранию меньшинства».
Будут перекрыты следующие улицы: улица Элиэзера Каплана между улицей Рупин (площадь Хахор) и площадью Агранд (улица Рабина), улица Ротшильда между бульваром Ицхака Рабина и зданием Кнессета – улица Нахаси Хашиши между бульваром Ицхака Рабина и Государственной инспекцией, улица Рупина между улицей Хазаз-Бен Цви и бульваром Ицхака Рабина и перекрестком Нетанэль Лорх. В результате этих перекрытий, вероятно, возникнут заторы на дорогах.