04/08/2024 11:07:00
То, что обязательно подходит арабским избирателям в США, не обязательно подходит странам Персидского залива.
Угроза президента США Джо Байдена провести переоценку политики США в отношении войны в Газе, если Израиль не изменит курс, может повлиять, а может и не повлиять на арабских избирателей в колеблющемся штате Мичиган, поставив под угрозу заявку Байдена на переизбрание, угрожая остаться дома в день выборов.
Однако это будет громко и ясно прозвучать в арабских государствах Персидского залива, которые внимательно следят не только за тем, сможет ли Израиль выпотрошить врага, но и за тем, будут ли США поддерживать давнего, надежного и близкого союзника.
Неясно, что может сделать Байден, кроме прекращения поставок оружия в Израиль и присоединения Южной Африки к обвинению еврейского государства в геноциде, что побудит антиизраильских арабских избирателей и прогрессистов проголосовать за него в ноябре.
Однако ясно, что если Саудовская Аравия и другие государства Персидского залива поймут, что президент «бросает Израиль под автобус», то они соответствующим образом скорректируют свои стратегические расчеты.
После жесткого разговора в прошлый четверг между Байденом и премьер-министром Биньямином Нетаньяху президент выступил с заявлением, в котором предупредил, что переоценка политики в отношении войны в Газе может быть неизбежной.
Канцелярия премьер-министра, которая почти всегда публикует протокол разговора с президентами США, на этот раз предпочла промолчать.
Суровое послание Байдена было громко и ясно услышано в Иерусалиме. Вскоре после этого разговора кабинет безопасности встретился и согласился увеличить поток гуманитарной помощи в Газу через порт Ашдод и контрольно-пропускной пункт Эрез.
Государства Персидского залива также получили это сообщение, и для правителей этих стран, которые заинтересованы в сотрудничестве с Израилем – в отличие от их общественности, которая возмущена действиями Израиля – это сообщение должно быть несколько тревожным: США связывают руки одного из своих ближайших союзников в борьбе против врага, связанного с Ираном, самой злобной силы в регионе.
Хотят ли американские избиратели арабского происхождения прекращения огня?
Арабские избиратели и прогрессисты, которым, похоже, потворствует смена тона Байдена, возможно, захотят прекращения огня, чего-то, что позволит ХАМАСу выжить и бороться в следующий день.
Однако лидеры Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Бахрейна в таком исходе не заинтересованы. ХАМАС поддерживает Иран, а Иран является – и остается – их смертельным врагом.
Если смотреть через очень узкую призму – через призму СМИ, которые переносят эту войну на Запад – это битва между Израилем и Хамасом, в которой погибает слишком много невинных палестинцев и гуманитарных работников.
Но если расширить объектив, то это битва не только между Израилем и Хамасом, но также между умеренным лагерем на Ближнем Востоке и радикальным лагерем, поддерживаемым Ираном. Если Хамас выживет, потому что США связали Израилю руки, тогда радикальный лагерь приободрится.
Это катастрофа для Израиля, но также и катастрофа для других представителей умеренного лагеря – Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна, Египта и даже короля Иордании Абдаллы – которым также угрожают Иран и его доверенные лица.
Израиль, как говорится, уже был на этом фильме раньше, когда конфронтация с администрацией США поставила его и умеренный арабский лагерь на одну сторону. Этот «фильм» показывали в 2015 году, в разгар напряженности между Вашингтоном и Иерусалимом из-за иранской ядерной сделки.
В марте того же года Нетаньяху произнес речь в Конгрессе, которую многие расценили как вопиющее вмешательство во внутреннюю политику США и на долгие годы испортили отношения между премьер-министром и ведущими политиками-демократами.
НО РОН ДЕРМЕР, сегодня министр по стратегическим вопросам, который в то время был послом в Вашингтоне и автором этой речи, заявил в интервью журналу Mishpacha в декабре 2020 года, что речь Нетаньяху в Конгрессе сыграла решающую роль в налаживании отношений с умеренными арабскими странами, которые кульминацией стало подписание Авраамовых соглашений пять лет спустя.
«Я сомневаюсь, что без этой речи у нас сегодня были бы мирные соглашения с арабскими государствами», — сказал он.
Дермер сказал, что эта речь значительно повысила авторитет Израиля в глазах арабских государств, поскольку они поняли, что если премьер-министр Израиля готов «отстоять то, во что он верит», даже если это означает прямую конфронтацию с президентом Соединенных Штатов, тогда Израиль был не американским «вассальным государством», а скорее «независимой силой», на которую можно было положиться.
«Я могу сказать вам как факт, что эта речь резко ускорила подспудные контакты между Израилем и многими арабскими государствами», — сказал Дермер, добавив, что, когда арабские страны увидели, что Израиль возглавил атаку против иранской ядерной сделки — даже против тогдашнего президента Желания Барака Обамы – они пришли к выводу, что это страна, с которой стоит наладить прочное партнёрство.
Те же самые государства сегодня внимательно наблюдают как за Израилем, так и за США. Они наблюдают за еврейским государством, чтобы увидеть, есть ли у него средства и стойкость, чтобы победить Хамас, потому что, если Израиль не сможет решительно победить Хамас, какая польза будет от союза с ним, который направлен на предотвращение иранского захвата региона?
И они наблюдают за Америкой, чтобы увидеть, откажется ли администрация – из-за беспокойства по поводу внутренней политики США и прогрессивного крыла Демократической партии – откажется от союзника в трудную минуту.
После разговора Байдена с Нетаньяху спикер палаты представителей-республиканец Майк Джонсон написал на X, что ультиматумы президента должны быть адресованы Хамасу, а не Израилю.
«Байден не должен подрывать позиции нашего союзника в условиях экзистенциальной угрозы, обуславливая нашу поддержку», — написал он. Другие союзники Америки в регионе, несомненно, наблюдают за тем, делает ли администрация именно это. Другими словами, то, что хорошо для арабских избирателей в Мичигане, может не подойти арабским правительствам в таких странах, как ОАЭ, Бахрейн и Саудовская Аравия.