Эксперт по арабским делам Марианна Беленькая анализирует последствия смерти президента Ирана, спорные решения Международного суда, будущее саудовско-израильской нормализации и проблемы с Катаром и Египтом в качестве посредников в переговорах между Израилем и ХАМАСом о перемирии в секторе Газа.

Главным событием этой недели на Ближнем Востоке, несомненно, стала крушение вертолета, унесшее жизни президента и министра иностранных дел Ирана. Сейчас, после похорон, Иран готовится к выборам нового президента. Избирательная кампания может стать лакмусовой бумажкой для определения направления, в котором вскоре будет двигаться иранское руководство. Тем временем соседи Ирана, особенно Саудовская Аравия, обдумывают, как усилить свое влияние в регионе. Самый простой путь для Эр-Рияда — нормализовать отношения с Израилем, предварительно заручившись его обещаниями начать движение к созданию палестинского государства. Израиль к этому не готов, но внешнее давление на него усиливается с каждым днем. Это включает в себя расширяющийся список стран, признающих Палестину, и судебные иски. Например, главный прокурор Международного уголовного суда в Гааге Карим Хан подал заявку на получение ордеров на арест премьер-министра и министра обороны Израиля вместе с лидерами ХАМАС. Активное недовольство израильскими властями выражают в Вашингтоне. По данным арабских СМИ, это даже привело к тому, что представители администрации Байдена нашли общий язык с иранцами. Однако США все еще пытаются добиться прекращения огня в секторе Газа вместе с Катаром и Египтом, хотя роль последних двух стран в переговорах становится все более неясной.

Смерть Раиси и Региональные игры

В понедельник было объявлено, что президент Ирана Ибрагим Раиси погиб в результате крушения вертолета. В результате крушения также погибли министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир-Абдоллахян, губернатор провинции Восточный Азербайджан Малек Рахмати, имам пятничной молитвы в Тебризе Мохаммад Али Але-Хашем, начальник службы безопасности президента и пилоты .

Траурные мероприятия растянулись на несколько дней. Отдать последние почести президенту прибыли десятки иностранных делегаций. В конечном итоге похороны продемонстрировали достижения иранской дипломатии последних лет: нормализацию отношений с арабскими соседями, укрепление связей с Россией и Китаем, фокус на Кавказе и Центральной Азии, а также консолидацию так называемой «Оси сопротивления».

Россию и Китай — двух постоянных членов Совета Безопасности ООН, с которыми Иран значительно активизировал контакты в последние годы, — на похоронах представляли председатель Госдумы России Вячеслав Володин и вице-премьер Госсовета. Китая Чжан Гоцин. Это не высший уровень, но все равно достойный жест. Среди европейских стран только Сербия прислала делегацию. Присутствовали также представители Беларуси. Президент Таджикистана и премьер-министры Азербайджана и Армении также посетили Тегеран.

Со стороны арабских стран значительное внимание привлек визит в Тегеран министра иностранных дел Египта Самеха Шукри. Это был первый визит в Иран министра иностранных дел Египта после Исламской революции. Две страны разорвали дипломатические отношения в 1980 году. Попытка нормализации отношений была предпринята в 2013 году во время недолгого президентства Мухаммеда Мурси в Египте, но после его свержения снова наступила пауза. Наконец, в прошлом году Каир и Тегеран заявили, что будут двигаться к полному восстановлению контактов. Это произошло в контексте нормализации отношений между Ираном и Саудовской Аравией, а затем и другими арабскими странами, которые находились в напряженных отношениях с Тегераном.

Для Израиля смерть Раиси ничего принципиально не меняет. КСИР играет центральную роль в противостоянии еврейскому государству при полном одобрении Верховного лидера. Президент является лишь второй по значимости фигурой в руководстве Ирана после Верховного лидера. Президентские функции больше похожи на функции премьер-министра. Поэтому существенных изменений в политике Тегерана в ближайшее время не предвидится. Однако есть нюансы. Кто бы ни занял президентское кресло, он сыграет свою роль в выборах нового Верховного лидера в случае смерти нынешнего лидера Ирана Али Хаменеи.

В 2021 году Ибрагим Раиси рассматривался не столько на пост президента, сколько как преемник Хаменеи. Примечательно, что Хаменеи был президентом до того, как был избран Верховным лидером в 1989 году. Однако Раиси был не единственным кандидатом. Среди его конкурентов часто упоминалось имя Моджтабы Хаменеи, сына Верховного лидера. Однако публично Али Хаменеи выступил против династического принципа передачи власти, чтобы избежать ассоциаций с шахским Ираном. Могут появиться и другие игроки, которые сейчас находятся в тени.

Как будет приниматься решение по кандидатуре Верховного лидера, неизвестно. Ассамблея экспертов, состоящая из 88 представителей духовенства, имеет право избирать и освобождать от должности высшего руководителя страны. Однако ясно, что выбор будет делаться в более узких кругах. Будущий президент может иметь один из решающих голосов, даже если сам он не решит претендовать на лидерство в Иране.

Поэтому за предстоящей президентской избирательной кампанией в Иране будут внимательно следить. Это послужит лакмусовой бумажкой для оценки настроения Али Хаменеи и поможет понять, какой политики Тегеран будет придерживаться в ближайшем будущем и какие игроки приобретают влияние. Хотя Верховный лидер обещает, что ничего не изменится, правда ли это, еще неизвестно.

Иранская ось сопротивления

Похороны президента Раиси превратились в место сбора представителей «Оси сопротивления» — региональных группировок, в той или иной степени спонсируемых Ираном. Главнокомандующий Корпусом стражей исламской революции (КСИР) Хосейн Салами и командующий силами «Кудс» Исмаил Каани встретились с главой политбюро палестинского движения ХАМАС Исмаилом Ханией, заместителем госсекретаря -генерал ливанской «Хезболлы» Наим Касем, а также представители палестинского исламского джихада, Народного фронта освобождения Палестины, движения хуситов «Ансар Аллах» и иракских шиитских группировок.

Верховный лидер Ирана Али Хаменеи также встретился с Исмаилом Ханией, пообещав , что наступит день, когда палестинское государство будет создано «от реки до моря», то есть за счет израильской территории. С одной стороны, это всего лишь слова. Тем не менее, их нельзя игнорировать в то время, когда большая часть международного сообщества активно подталкивает Израиль к признанию Государства Палестина в границах 1967 года. Эту позицию занимает международно признанная Палестинская администрация в Рамалле. Однако проблема заключается в ХАМАСе. Ее представители время от времени заявляют о готовности согласиться на Палестину в границах 1967 года, но периодически предлагают уничтожить еврейское государство и упоминают, что границы 1967 года носят лишь временный характер. Поэтому Израиль должен решить вопрос с ХАМАС и, в идеальном случае, нейтрализовать влияние Тегерана на Ближнем Востоке.

США и некоторые арабские страны хотели бы всего этого, но в последнее время они предпочитают путь нормализации отношений с Ираном вместо прямой конфронтации. Тем временем они реализуют собственные региональные проекты, которые могут немного оттеснить Тегеран назад и укротить его региональное влияние. Во многом это зависит от Израиля.

В этом контексте примечательна публикация катарского сайта The Middle East Eye. Сообщалось, что всего за несколько дней до смерти Раиси прошли секретные непрямые переговоры между представителями США и Ирана в Омане. Предыдущий раунд был в январе. Вашингтон представлял Бретт Макгерк, старший советник президента Джо Байдена по Ближнему Востоку, а Тегеран представлял высокопоставленный дипломат Али Багери Кани. Кани сейчас является исполняющим обязанности министра иностранных дел Ирана, заменив покойного Хосейна Амира-Абдоллахяна.

По словам источника, США и Иран были близки к соглашению. Конкретные детали не разглашаются, но переговоры вращались вокруг эскалации на Ближнем Востоке после начала войны между Израилем и ХАМАСом 7 октября. Ничего нового, поскольку с самого начала США приложили значительные усилия, чтобы не допустить превращения Ирана в непосредственно участвовали в конфликте и работали над сдерживанием своих региональных доверенных лиц. Однако The Middle East Eye неожиданно сообщает, что на переговорах и американцы, и иранцы разделяли общее желание увидеть перемены в израильском правительстве.

Судьба саудовско-израильской нормализации

Недовольство Вашингтона израильским правительством ни для кого не секрет. Война на Ближнем Востоке поставила администрацию Джо Байдена в трудное положение, особенно в свете президентской кампании в США. Команда Байдена сталкивается с критикой как со стороны традиционных оппонентов, таких как республиканцы, так и со стороны собственного электората — сторонников Демократической партии. Прекращение боевых действий в секторе Газа имеет решающее значение для Байдена, поскольку он борется за сохранение поста президента. Дополнительным бонусом могло бы стать соглашение о нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем, над которым администрация Байдена работала последние два года. Начало войны помешало подписанию. Теперь идеальным сценарием было бы, если бы соглашение о прекращении огня стало частью пакета мер по нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем.

Это соответствует планам Эр-Рияда. Изначально они не были против соглашений с Израилем. Тем не менее, в контексте войны это должно выглядеть как значительная дипломатическая победа королевства. Саудовской Аравии необходимо продемонстрировать, что нормализация ее отношений с Израилем принесла надежду на мир в регионе. На данный момент речь все еще идет о все том же прекращении огня в секторе Газа. Кроме того, Саудовская Аравия хочет увидеть дорожную карту создания Государства Палестина, которую подпишет Израиль. Правительство Израиля даже не желает обсуждать потенциальное признание Палестины, и это нарушает все планы Вашингтона и Эр-Рияда.

В этом администрация Байдена обвиняет ультраправых партнеров Нетаньяху по коалиции, которые оказывают давление на премьер-министра. Последняя надежда на то, что Израиль удастся убедить, еще не умерла в Вашингтоне, хотя после встреч с израильскими официальными лицами на этой неделе советник по национальной безопасности США Джейк Салливан был разочарован. Однако в публикациях СМИ говорится, что у США все еще есть карты для усиления давления на премьер-министра Израиля. Что именно это такое, неизвестно, но Израилю крайне невыгодно ссориться с Вашингтоном на фоне растущего международного давления.

Признание Государства Палестина и международных судов

Израиль несет потери на дипломатическом фронте. На этой неделе три европейские страны — Норвегия, Ирландия и Испания — объявили о признании Государства Палестина. Хотя такое развитие событий и ожидалось, оно, тем не менее, было неприятным для Израиля, который воспринял этот шаг как поддержку ХАМАС после нападения 7 октября.

Европейские страны, однако, подчеркивают, что это не так: они осуждают действия Хамаса и продолжают поддерживать умеренные силы, представленные международно признанной Палестинской автономией (ПА) в Рамалле. Европейские политики объяснили, что их решение представляет собой солидарность с палестинцами и выражает недовольство нынешним правительством Израиля и конкретно премьер-министром Биньямином Нетаньяху.

«В условиях войны, в которой десятки тысяч человек убиты и ранены, мы должны сохранить единственную альтернативу, которая предлагает политическое решение как израильтянам, так и палестинцам: два государства, живущие бок о бок, в мире и безопасности», — заявил премьер-министр Норвегии Йонас. Гар Стёре. Риторика премьер-министра Испании Педро Санчеса была более жесткой, он обвинил своего израильского коллегу Биньямина Нетаньяху в развязывании резни в секторе Газа, но его основная идея перекликалась с настроениями, выраженными Норвегией. Позиция Ирландии аналогична: премьер-министр Саймон Харрис выразил надежду, что число стран, признающих Государство Палестина, будет продолжать расти.

В результате решения этой европейской тройки число государств-членов ООН, признавших Палестину, достигло 146 из 193, включая 12 государств-членов ЕС – чуть менее половины от общего числа членов ЕС.

С формальной точки зрения декларации о признании Палестины ничего не меняют. Трудно не согласиться с позицией США о том, что создание палестинского государства может стать результатом переговоров с Израилем, от которого палестинцы зависят почти во всем, от безопасности до базовых услуг. Однако чем больше стран признают Палестину, тем сильнее будет давление на Израиль, заставляющее его участвовать в переговорах. Это давление может также проявиться в виде экономических санкций и юридических решений, которые уже происходят сегодня. В ноябре 2012 года Палестина получила статус государства-наблюдателя при ООН, что открыло двери Международному уголовному суду. Все, что происходит на палестинских территориях, также подпадает под юрисдикцию Международного суда при ООН. Оба суда расположены в Гааге и в настоящее время рассматривают иски против Израиля.

Неделя началась с заявления главного прокурора Международного уголовного суда в Гааге Карима Хана, который запросил ордера на арест премьер-министра и министра обороны Израиля, а также лидеров ХАМАС. Все закончилось постановлением Международного Суда, который постановил, что Израиль должен прекратить военную операцию в Рафахе. В случае отказа вопрос может быть вынесен на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Последствиями всего этого могут также стать санкции Совета Безопасности ООН и проблемы в контактах Израиля со многими западными странами.

В настоящее время США обеспечивают защиту Израиля в Совете Безопасности, накладывая вето почти на все антиизраильские резолюции, а также не позволяя этому органу одобрить признание Палестины полноправным членом ООН. Однако у США есть свои интересы. Они не хотят оставаться наедине с Израилем, если все их партнеры, особенно в НАТО, займут иную позицию.

Мнения их ближневосточных союзников также важны для американцев. Все арабские страны единогласно и однозначно требуют создания палестинского государства. На последнем саммите Лиги арабских государств было решено, что они будут лоббировать признание Палестины среди международного сообщества.

Египет, Катар, Иордания, Турция и Саудовская Аравия, среди прочих, приветствовали решение европейской тройки. Эр-Рияд заявил, что это «подтверждает международный консенсус относительно неотъемлемого права палестинского народа на самоопределение».

Проблемы с посредниками

На этом негативном фоне для Израиля было объявлено, что в ближайшие дни директор ЦРУ Уильям Бернс отправится в Европу, чтобы встретиться с главой израильского Мосада и премьер-министром Катара Мухаммедом бен Абдулрахманом бин Джассимом Аль Тани. Они попытаются провести еще одни переговоры о прекращении огня между Израилем и ХАМАС в секторе Газа. Эта новость последовала за принятым в четверг военным кабинетом Израиля решением продолжить переговоры, которые были приостановлены около двух недель назад.

Надежды на успех мало, хотя Израиль готов пойти на уступки. Главный из них — количество заложников, которые могут быть освобождены на финальной стадии сделки. В ходе последнего раунда переговоров Израиль настаивал на освобождении 33 заложников — женщин, женщин-солдат, мужчин старше 50 лет и мужчин с серьезными проблемами со здоровьем. Это уже было шагом вниз по сравнению с первоначальными требованиями. ХАМАС утверждает, что у них нет такого количества живых заложников, отвечающего указанным критериям. В настоящее время предложение первого этапа включает возвращение в Израиль 18 живых заложников и 15 тел.

Напряженность между Израилем и посредниками, каждый из которых преследует свои собственные интересы, усложняет переговорный процесс. Похоже, израильтяне не знают, за что хвататься и на кого опереться, а посредники, в свою очередь, недовольны Израилем.

В начале мая ХАМАС неожиданно заявил о готовности подписать соглашение. Однако оказалось , что их видение отличалось от того, с чем Израиль согласился в ходе предыдущих раундов переговоров. Израильтяне подозревали, что посредники — Катар и Египет — действовали за их спиной. Тогда главную роль в переговорном процессе играл Каир, а Доха отступила, заявив, что пересматривает свою роль посредника. Это произошло как из-за разочарования по поводу отсутствия прогресса в переговорах, так и из-за недовольства критикой Катара со стороны израильских политиков. Однако оказалось, что Израилю было не легче иметь дело с Египтом.

В среду американский телеканал CNN со ссылкой на источники сообщил, что египетская сторона изменила условия сделки, о чем не знали не только Израиль и США, но и Катар. По данным CNN, инцидент организовал высокопоставленный заместитель главы египетской разведки Ахмед Абдель-Халек. В ответ Каир обиделся и заявил , что распространение подобной информации — это тактика тех, кто сам уклоняется от принятия решений, перекладывая ответственность на посредников — завуалированный намек на Израиль. Информация CNN совпала с публикацией на сайте Elaph со ссылкой на израильский источник, в которой говорится, что Израиль решил вернуться к посредничеству Катара, поскольку считает, что Доха имеет большее влияние на ХАМАС, чем Каир.

О том, что Каир обижен, свидетельствует неуверенность в том, будет ли египетская делегация участвовать во встречах в Европе под эгидой Бернса, и если да, то на каком уровне. Раньше к Бернсу и катарскому премьер-министру всегда присоединялся глава египетской разведки Аббас Камель. Между тем сайт Axios утверждает , что египтяне по-прежнему активно участвуют в переговорах и не намерены останавливаться, поскольку ситуация в секторе Газа напрямую затрагивает их интересы. Без Египта, границы которого соприкасаются с сектором Газа, решать вопросы безопасности нереально. На этом фоне представитель МИД Катара Маджед аль-Ансари также подтвердил , что посреднические усилия Дохи, Каира и Вашингтона продолжаются.

Чем все это закончится, неясно, но очевидно, что Израилю стало слишком сложно рассматривать все региональные конфигурации так, чтобы не нанести вред его интересам. Все международные игроки хотят получить приз в виде затишья на Ближнем Востоке, но именно Израиль будет иметь дело с последствиями принятых решений.

www.newsofisrael.com/middle-east/2024-05-24/the-death-of-raisi-and-pressure-on-israel-what-has-happened-in-the-middle-east/