Михаил Ромм: Творец портретов эпохи

Реклама

11/01/2021  13:57:49

Дата смерти: 01.11.1971 года

Советский кинорежиссер, сценарист, педагог, театральный режиссер

Фильмы Михаила Ромма стали классикой советского кинематографа. Кадры из ‘Ленина в Октябре’ нередко использовались как документальные киноцитаты, а образ актера Щукина часто заменял собой визуальное восприятие Ленина. Его физики воспринимаются как живые портреты реальных ученых того времени, а ‘Обыкновенный фашизм’ стал настоящим приговором нацизму. И вместе с тем знаменитый режиссер никогда не шел на поводу у властей. Он мог открыто спорить с Хрущевым, подписал знаменитое ‘Письмо 25 к Брежневу’, а его ‘Устные рассказы’ со всеми деталями передают реалии тех далеких дней. Среди учеников Ромма – такие громкие имена, как В. Шукшин, Н. Михалков. Т. Абуладзе, Г. Чухрай, С. Соловьев, А. Митта и другие.

 

Место рождения и семья Михаила Ильича Ромма необычны. Его родители, медики по образованию, были одними из первых последователей российской социал-демократии. На момент рождения Михаила (1901, 21 февраля) семья, включая старшего брата Александра, отбывала ссылку в Иркутске, а еще через год последовала высылка в Бурятию (станция Заиграево), где у Роммов родилась еще и дочь Ида. В 1906 году семья, отбыв ссылку, вернулась к родственникам в Вильно, а затем переехала в Москву. Хотя мать Михаила работала зубным врачом, она очень увлекалась театром и передала это увлечение своим детям. Правда, окончив гимназию в 1917 году, Михаил стал студентом Училища живописи, ваяния и зодчества, где обучался у знаменитого скульптора Анны Голубкиной. Однако бурные события революции не способствовали учебе.

Михаил Ромм фотография
Михаил Ромм фотография

Ромм был участником продотрядов, затем служил в Красной армии: сначала связистом, потом инспектором по кадрам. В 1921 году, после демобилизации, Михаил продолжил обучение скульптуре в Высшем художественном техническом институте, а также стал посещать курсы кинорежиссера Л. Кулешова. Он организовал самодеятельный театр, в котором принимали участие его брат и сестра, где демонстрировал самые новаторские приемы режиссуры, писал стихи и прозу и даже пытался их издавать. В 1925 году Ромм получил одновременно два диплома – скульптора и переводчика, но стал заниматься литературой. Он писал газетные заметки, стихи, исторические романы, переводил французских авторов. В 1927 году Ромма повторно мобилизовали, и два года он проходил подготовку на курсах комсостава.

В 1929 году Илья Ромм ушел из жизни, и перед Михаилом остро стал вопрос содержания семьи. Из всех своих прошлых увлечений он выбрал кино и начал со скромной должности внештатного сотрудника исследовательского педагогического института. Михаил Ромм занимался психологическими проблемами восприятия фильмов детьми, попутно изучая технику создания фильмов. Кроме того, он стал писать сценарии. Завоевав признание таких режиссеров, как Пырьев и Журавлев, Ромм работает ассистентом режиссера на ‘Союзфильме’, а в 1933 году снимает свой первый фильм – ‘Пышка’ по знаменитой новелле Мопассана. Первая работа оказалась очень успешной и была отмечена на кинофестивале в Венеции. Вскоре и Ромм получил ‘правительственный’ заказ: Сталин поручил ‘Союзфильму’ снять приключенческую картину в стиле вестернов, но на советском материале. Фильм ‘Тринадцать’, рассказывающий о схватке красноармейцев с басмачами в Каракумах, положил начало серии ‘пустынных’ фильмов’ в советском кино. Исполнительница главной роли Елена Кузьмина стала супругой режиссера (несмотря на то, что в момент съемок была замужем за первым кинематографическим красавцем Борисом Барнетом). Этот семейный союз отличался на редкость крепкими для актерской среды отношениями, а для Натальи (дочери Барнета и Кузьминой) Ромм стал настоящим отцом.

Михаил Ромм фотография
Михаил Ромм фотография

После ‘Тринадцати’ для Ромма наступило время ‘ленинианы’. Фильмы ‘Ленин в Октябре'(1937) и ‘Ленин в 1918’ (1939) были отмечены Сталинскими премиями, но смерть актера Щукина приостановила дальнейшую работу в этом направлении. Позднее Ромм снял несколько картин на ленинскую тему, используя только архивные материалы и старую хронику. Буквально за день до начала войны он завершил фильм ‘Мечта’, снимавшийся в Львове. Во время войны Михаил Ильич возглавил (правда, ненадолго) Главное управление по производству фильмов и организовал Театр киноактера. После Победы Ромм снял картину ‘Человек 217’, рассказывающую о судьбе угнанной в Германию советской девушки, и был награжден премией каннского фестиваля.

Среди последующих работ режиссера – фильмы ‘Русский вопрос’ (1947), ‘Секретная миссия’ (1950), ‘Корабли штурмуют бастионы’ (1953) и др. Картины ‘Убийство на улице Данте’ (1956) и ‘Урок истории’ (1957), также рассказывающие о борьбе с фашизмом, были сняты в ‘иностранной’ манере: действие первого разворачивалось во Франции, а второго – в Германии. От политической направленности своих фильмов Ромм отошел только в 1962 году, когда на экраны вышла лента ‘Девять дней одного года’ (1962), сразу же ставшая культовой. Фильм получил несколько престижных зарубежных кинопремий. ‘Девять дней’ сделали очень модной профессию физика-ядерщика, а снявшихся в нем актеров, особенно А. Баталова — невероятно популярными.

Контрастом к этой работе стал острый публицистически-документальный фильм ‘Обыкновенный фашизм’ (1966), в котором не только разоблачается идеология нацизма, но и звучит приговор тоталитарным режимам. Продолжая жанр кинопублицистики, Ромм снял фильмы ‘Живой Ленин’ (1969) и ‘Первые страницы’ (1971). Одновременно он проводил большую работу над фильмом ‘Мир сегодня’, посвященном истории ХХ века. Для этой картины режиссер собрал огромное количество документов, без конца пересматривал историческую кинохронику. Однако 1 ноября 1971 года он умер, едва успев отойти от рабочего стола. Последняя лента Михаила Ромма была завершена его учениками, и вышла в 1974 году под названием ‘И все-таки я верю’.

https://www.peoples.ru/art/cinema/producer/romm/

Посмотреть также...

«Люди не доживают месяц, семьи разваливаются»

05/07/2024  14:58:41 Председатель комиссии по финансам депутат Кнессета Моше Гафни атакует на фоне волны повышения …